Вход в систему ГАРАНТ

В распоряжении о проведении выездной проверки указано только основное здание, то есть юридический адрес (Ленина, 4).
Вправе ли контролирующий орган при выездной проверке в рамках закона N 248-ФЗ проверять помещения, которые находятся по адресу Ленина, 4 в строениях 1 и 2, которые в решении о проведении проверки не указаны?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Инспектор имеет право проводить выездную проверку только по адресу (адресам) места нахождения юрлица и (или) места фактического осуществления их деятельности, указанным в распоряжении. Проводить выездную проверку по другим адресам проверяемой организации (в данном случае в помещениях, которые находятся в строениях 1 и 2), не указанным в распоряжении, инспектор не вправе.

Обоснование позиции:

Выездная проверка проводится непосредственно по месту его нахождения (осуществления деятельности) юрлица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) (ч. 2 ст. 73 Закона N 248-ФЗ).

Юридическим фактом, служащим основанием для начала проведения любого контрольного мероприятия, является решение руководителя госоргана (его заместителя) о его проведении в отношении конкретного юрлица, составляемое по типовым формам, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 31.03.2021 N 151 (ст. 64 Закона N 248-ФЗ, п. 5 Положения N 1230).

В соответствии с требованиями ст. 64 Закона N 248-ФЗ при оформлении решения о проведении контрольного мероприятия указывается, в частности, адрес места осуществления юрлицом деятельности или адрес нахождения иных объектов контроля (адрес филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений). Именно по этому адресу (адресам) должна будет проводиться выездная проверка.

При проведении проверки инспекторы должны соблюдать ограничения и запреты, а также выполнять обязанности, которые регламентированы ч. 1 ст. 29 и ст. 37 Закона N 248-ФЗ, в частности, проводить контрольные мероприятия и совершать контрольные действия, только предусмотренные решением руководителя госоргана (его заместителя) и во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и при наличии соответствующей информации в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.

Таким образом, инспектор имеет право проводить выездную проверку только по адресу (адресам) места нахождения юрлица и (или) места фактического осуществления их деятельности, указанным в распоряжении. Проводить выездную проверку по другим адресам проверяемой организации (в данном случае в помещениях, которые находятся в строениях 1 и 2), не указанным в распоряжении, инспектор не вправе.

В противном случае будет иметь место нарушение п. 1 ч. 2 ст. 91 Закона N 248-ФЗ в части проведения контрольного мероприятия без законного основания - это грубое нарушение требований к организации и осуществлению государственного надзора, которое в силу ч. 1 ст. 91 Закона N 248-ФЗ не позволяет использовать результаты такой проверки, и они подлежат отмене. Данное мнение подтверждается судебной практикой (решения Забайкальского краевого суда от 28 марта 2016 г. по делу N 21-121/2016, от 14 марта 2016 г. по делу N 21-90/2016).

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Кудряшов Максим

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Получите доступ к полной
интернет-версии системы
ГАРАНТ бесплатно на 3 дня

Логин-пароль придут на вашу почту в течение 5 минут