Вход в систему ГАРАНТ

Федеральное бюджетное учреждение в текущем финансовом году получило субсидию на иные цели (КФО 5). По условиям соглашения с органом-учредителем средства следовало законно трактовать до 1 августа 2023 года, однако к указанной дате часть средств (в пределах десяти процентов общего объема субсидии) освоена так и не была.

Вправе ли учреждение заключить за счет неиспользованных средств контракт после 1 августа 2023 года с учетом поправок, которые были внесены постановлением Правительства РФ от 30.06.2023 N 1091? Что для этого необходимо сделать?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

При указанных обстоятельствах федеральное бюджетное учреждение не лишено возможности заключать после 1 августа 2023 г. договоры (контракты) в пределах десяти процентов общего объема предоставленной субсидии, однако для этого потребуется внести изменения в соглашение с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Обоснование позиции:

В текущем финансовом году сообразно требованию абзаца первого п. 5.7 постановления Правительства России от 30 декабря 2022 г. N 2549 органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя федеральных автономных (бюджетных) учреждений, включают по общему правилу в соглашения о предоставлении указанным учреждениям из федерального бюджета субсидий, предусмотренных абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 и ст. 78.2 БК РФ (далее - целевые субсидии), обязательство учреждения заключить договоры (контракты) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, подлежащие оплате полностью или частично за счет целевых субсидий в текущем финансовом году, в срок не позднее 1 августа 2023 г. (не позднее 45 рабочих дней после дня заключения соглашений о предоставлении субсидий, в случае если соглашения о предоставлении целевых субсидий заключены после 1 июля 2023 г.

Этой же нормой предусмотрен ряд исключений из общего правила, в том числе в отношении договоров (контрактов), заключаемых в пределах десяти процентов общего объема предоставленной субсидии: это означает, что такие договоры (контракты) принципиально могут заключаться федеральными автономными (бюджетными) учреждениями по истечении установленных сроков. Соответствующее исключение появилось 26 июля 2023 г. в связи со вступлением в силу подп. "в" п. 2 Изменений, утвержденных постановлением Правительства России от 30 июня 2023 г. N 1091.

Между тем надлежит также учитывать, что требования абзаца первого п. 5.7 постановления Правительства России от 30 декабря 2022 г. N 2549 обращены именно к органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя федеральных автономных (бюджетных) учреждений. В свою очередь, названные учреждения, будучи получателями целевых субсидий, руководствуются, прежде всего, соглашением о предоставлении субсидии.

Правоотношения между органом, предоставляющим субсидию, и лицом, претендующим на получение субсидии, не являются бюджетными правоотношениями, следовательно, к таким отношениям применяются нормы ГК РФ, причем это в полной мере относится и к целевым субсидиям, предоставляемым государственным (муниципальным) учреждениям (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 1 октября 2021 г. N Ф06-8934/21 по делу N А12-26165/2020).

Согласно п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (п. 2 ст. 422 ГК РФ).

Таким образом, по нашему мнению, сам по себе факт внесения изменений в абзац первый п. 7 постановления Правительства России от 30 декабря 2022 г. N 2549 в части расширения перечня договоров-исключений совершенно не означает, что эти изменения безусловно напрямую применяются ко всем целевым субсидиям, которые предоставлялись федеральным автономным (бюджетным) учреждениям в текущем финансовом году.

В силу части первой ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами (п. 1 ст. 310 ГК РФ).

В этой связи представляется, что заключение договоров (контрактов) в пределах десяти процентов общего объема целевой субсидии по истечении применяемых по общему правилу сроков возможно только в том случае, если это не противоречит условиям соглашения о предоставлении субсидии, заключенного с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Если же, например, целевая субсидия была предоставлена федеральному учреждению ранее (то есть до 26 июля 2023 г.), и при этом условия соглашения о ее предоставлении строго предписывают закон трактовать средства к определенному сроку, то, по нашему убеждению, для использования возможности более позднего заключения договоров (контрактов) в пределах десяти процентов общего объема целевой субсидии потребуется внести изменения в соглашение с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. В ином случае учреждение, по существу, нарушит взятые на себя по названному соглашению обязательства.

Заметим далее, что в случае отсутствия в установленные сроки заключенных федеральным учреждением договоров (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, подлежащих оплате полностью или частично за счет целевых субсидий, главные распорядители средств федерального бюджета направляют в установленном порядке бюджетные ассигнования на предоставление из федерального бюджета целевых субсидий учреждениям в объеме не принятых учреждением обязательств, связанных с закупкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства России (абзац второй п. 5.7 постановления Правительства России от 30 декабря 2022 г. N 2549).

При этом вышеприведенная норма отсылает в том числе к абзацу второму п. 26.9 Положения, утвержденного постановлением Правительства России от 9 декабря 2017 г. N 1496, согласно которому в случае отсутствия заключенных в установленный срок договоров (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ, об оказании услуг, подлежащих оплате полностью или частично за счет указанных субсидий, органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя, и федеральные автономные (бюджетные) учреждения не позднее 15-го рабочего дня после соответствующей даты заключают дополнительное соглашение в целях уменьшения суммы соглашения о предоставлении субсидии в объеме не принятых учреждением обязательств, связанных с закупкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, при наличии у федерального бюджетного учреждения не законтрактованных в установленный срок целевых средств орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, должен обратиться к учреждению с требованием о заключении дополнительного соглашения в целях уменьшения объема субсидии.

Однако учитывая, что вступившие с 26 июля 2023 г. поправки допускают заключение федеральными учреждениями договоров (контрактов) в пределах десяти процентов общего объема предоставленной целевой субсидии после применяемых по общему правилу сроков, стороны вполне правомерно могут заключить дополнительное соглашение, предусматривающее аналогичное условие. Такое дополнительное соглашение будет соответствовать действующим на момент его заключения нормативным правовым актам, а после его заключения оснований для отзыва незаконтрактованных целевых средств уже не будет.

Инициировать заключение дополнительного соглашения может и само учреждение, обратившись с соответствующим предложением к органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя. Повторим, что использование целевых средств после 1 августа 2023 г. в отсутствие заключенного дополнительного соглашения не в полной мере соответствует закону, так как этим учреждение фактически нарушит условия соглашения о предоставлении субсидии.

В заключение подчеркнем, что во всяком случае целевые субсидии должны быть использованы федеральным бюджетным учреждением до окончания финансового года, в котором такие субсидии были предоставлены: в ином случае неиспользованные остатки, как правило, подлежат перечислению в федеральный бюджет (ч. 18 ст. 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ, п. 28 Положения, утвержденного постановлением Правительства России от 9 декабря 2017 г. N 1496).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Субсидия на иные цели (для бюджетной сферы) (август 2023 г.);

- Вопрос: Федеральному учреждению предоставлена субсидия на иные цели. Верно ли, что если сумма контракта составляет менее 10% от суммы субсидии, то такой контракт может быть заключен в срок до 1 декабря независимо от целей предоставления субсидии? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2023 г.)

- Вопрос: Федеральное бюджетное учреждение обязалось заключить контракт за счет целевой субсидии не позднее 1 августа 2023 года. Могут ли эти средства быть отозваны в том случае, если на указанную дату размещено лишь извещение об осуществлении закупки, но сам контракт не заключен? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2023 г.)

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Лисицин Павел

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Получите доступ к полной
интернет-версии системы
ГАРАНТ бесплатно на 3 дня

Логин-пароль придут на вашу почту в течение 5 минут