16 апреля 2024

Предприятие отправляет образцы продукции партнерам для установления договорных отношений. Образцы передаются безвозмездно.
Учитывается ли в расходах в целях налогообложения стоимость переданных образцов?

Вопрос Ответ

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

При передаче образцов продукции партнерам для установления договорных отношений стоимость переданных образцов не учитывается в расходах в целях налогообложения.

Обоснование позиции:

В данном случае происходит безвозмездная передача продукции. При этом не имеет значения цель передачи, важным является отсутствие встречного представления за нее.

Такую передачу (для установления договорных отношений) можно расценить как рекламную.

В соответствии с подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ для целей налогообложения прибыли в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, включаются расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.

Согласно п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ относятся:

- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

В письме Минфина России от 22.02.2018 N 03-03-06/1/11485 указано: В соответствии со ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ (смотрите также письмо Минфина России от 28.09.2018 N 03-03-06/1/69813).

Таким образом, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе").

В связи с этим финансисты сделали вывод, что если образцы продукции передаются в рамках рекламных неопределенному кругу лиц, затраты на производство данных образцов продукции учитываются для целей налога на прибыль организаций в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 264 НК РФ.

В случае если образцы продукции передаются определенному кругу лиц - потенциальным покупателям с целью возможного впоследствии заключения договора поставки, то затраты на производство образцов продукции не относятся к рекламным расходам и на основании п. 16 ст. 270 НК РФ не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Отметим, что ранее в этой части разъяснения о порядке применения законодательства о рекламе давались антимонопольной службой в письме ФАС России от 05.04.2007 N АЦ/4624. Чиновники указали там, что под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования (смотрите также письмо ФАС России от 20.06.2018 N АД/45557/18).

Правда, эти письма отменены письмом ФАС России от 02.12.2022 N МШ/109196-ПР/22. Тем не менее на официальном сайте ФАС России указано, что отмена этих писем в числе других не отменяет судебную практику и обычаи делового оборота, сложившиеся по вопросам, указанным в них.

В любом случае можно сделать вывод, что на основании п. 16 ст. 270 НК РФ затраты, связанные с безвозмездной передачей товаров, в том числе их стоимость, не учитываются в расходах.

Согласно п. 16 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей (смотрите также письма Минфина России от 03.08.2022 N 03-07-11/74909, от 12.02.2020 N 03-03-06/1/9419, от 27.12.2019 N 03-03-07/102491, от 04.04.2018 N 03-03-06/1/21862).

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Подкопаев Михаил

Материал представлен в Системе ГАРАНТ.

Получите полный доступ к Системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня по ссылке