17 мая 2024

Производственная организация-поставщик продает товар в страны ЕАЭС.
Возникают споры по поставке, качеству товара, доставке.
1. Какими общими законодательными актами и статьями регулируются такие отношения и решаются споры?
2. Какими судами рассматриваются споры между организациями в таких случаях?

Вопрос Ответ

Прежде всего отметим, что вопрос применения к отношениям, вытекающим из договора, заключенного с иностранным юридическим лицом или гражданином, того или иного права, следует отграничивать от вопроса подсудности спора, вытекающего из этого договора суду того или иного государства или третейскому (арбитражному) суду.

Дело в том, что правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Этой же нормой установлено, что гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. Отношения, связанные с участием сторон договора в гражданском или арбитражном процессе, не упоминаются в числе отношений, регулируемых гражданским законодательством, которое состоит в том числе из Гражданского кодекса РФ (п. 2 ст. 3 этого Кодекса).

Соответственно, правила определения права, применимого к отношениям сторон договора, осложненного иностранным элементом, не могут быть использованы для определения подсудности того или иного спора, вытекающего из такого договора. Порядок судопроизводства в Российской Федерации определяется международными договорами, Конституцией РФ, законодательством о судебной системе и процессуальным законодательством (ч. 1 и ч. 2 ст. 3 АПК РФ, ч. 1 и ч. 2 ст. 1 ГПК РФ).

С учетом изложенного вопросы об определении права, применимого к отношениям сторон указанных в вопросе договоров, и о подсудности споров, вытекающих из таких договоров, будут рассмотрены в данной консультации отдельно.

Право, применимое к договору

В соответствии с п. 1 ст. 1186 ГК РФ право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан и иностранных юридических лиц, определяется на основании международных договоров Российской Федерации, названного Кодекса, других законов и обычаев, признаваемых в Российской Федерации. При этом если международный договор Российской Федерации содержит материально-правовые нормы, подлежащие применению к соответствующему отношению, определение на основе коллизионных норм права, применимого к вопросам, полностью урегулированным такими материально-правовыми нормами, исключается (п. 3 ст. 1186 ГК РФ).

Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что к договорам, указанным в вопросе, по общему правилу подлежат применению прежде всего материальные нормы международных договоров, участниками которых одновременно являются Российская Федерация и соответствующее государство ЕАЭС. При отсутствии таких материальных норм применяются содержащиеся в таких международных договорах коллизионные нормы (то есть нормы, которые определяют применимое внутригосударственное право той или иной страны). И лишь при отсутствии последних могут быть применены коллизионные нормы, содержащиеся в российском законодательстве.

Именно на такую последовательность применения вышеназванных норм указывают разъяснения, данные в п. 3 и п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 N 24 "О применении норм международного частного права судами Российской Федерации" (далее - Постановление N 24). При этом в последнем из данных пунктов подчеркивается, что если государством заключено несколько международных договоров с Российской Федерацией, порядок их применения определяется на основании Венской конвенции о праве международных договоров (заключена в Вене 23 мая 1969 года, далее - Венская конвенция 1969 г.) и Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (далее - Закон N 101-ФЗ), а также норм самих международных договоров, вопрос о применении которых разрешается судом.

В связи с изложенным отметим, что единый международный договор, который регулировал бы частноправовые (гражданско-правовые) аспекты осуществления торговли между лицами, находящимися в странах ЕАЭС, в настоящее время отсутствует. В то же время Российская Федерация и практически все остальные страны ЕАЭС, за исключением Казахстана, являются участниками многосторонней Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.) (далее - Венская конвенция 1980 г.), которая содержит значительное количество материальных правовых норм, регулирующих вопросы заключения договоров купли-продажи, их исполнения, определяющих права и обязанности сторон по таким договорам, предусматривающих последствия их нарушения и порядок их расторжения.

Помимо этого, Российская Федерация и все члены ЕАЭС, включая Казахстан, являются участниками Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 7 октября 2002 г.) (далее - Кишиневская конвенция 2002 г.), которая содержит ряд коллизионных норм, касающихся в том числе договорных отношений: формы сделки (ст. 42) и прав и обязанностей сторон по ней (ст. 44). Нормы данной конвенции подлежат применению в том числе и к отношениям, складывающимся между юридическими лицами (п. 4 ст. 1).

Следует отметить, что аналогичные коллизионные правила закреплены также в подп. г и подп. е ст. 11 Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (Киев, 20 марта 1992 г.) (далее - Киевское соглашение 1992 г.), которое носит специальный характер и подлежит применению только к отношениям между хозяйствующими субъектами, то есть предприятиями, их объединениями, организациями любых организационно-правовых форм, а также гражданами, обладающими статусом предпринимателя в соответствии с законодательством, действующим на территории государств - участников Содружества Независимых Государств, и их объединениями (ст. 1 и ст. 2 Киевского соглашения 1992 г.). Участниками данного соглашения являются также все государства - члены ЕАЭС.

Имеется также и двусторонний договор с Кыргызстаном, содержащий отдельные положения, которые могут быть применены к отношениям сторон по договору международной купли-продажи в части формы сделки (смотрите п. 1 ст. 1, ст. 39 Договора между Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Бишкек, 14 сентября 1992 г.)). Однако указанные положения также являются коллизионными, посвящены форме сделки и в своем содержании практически повторяют положения Кишиневской конвенции 2002 г.

В том случае, если отношения, вытекающие из договора между поставщиком из РФ и покупателями из стран ЕАЭС, не урегулированы ни Венской конвенцией 1980 г., ни приведенными выше коллизионными нормами иных международных договоров, применению будут подлежать коллизионные нормы российского законодательства, из которых следует, что если иное не предусмотрено соглашением сторон, к договору применяется право страны, где на момент заключения договора находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора (п. 1 ст. 1211 ГК РФ). При этом стороной, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора купли-продажи, признается продавец (подп. 1 п. 2 ст. 1211 ГК РФ).

Также напомним, что в силу принципа автономии воли в международном частном праве стороны договора купли-продажи, находящиеся в различных государствах, вправе выбрать применимое к их отношениям право той или иной страны, в том числе и той, которая не имеет связей с договором или его сторонами (ст. 1210 ГК РФ, п. 32 Постановления N 24).

С учетом изложенного, в той ситуации, когда стороны договоров, указанных в вопросе, не выбрали применимое к их отношениям право, к таким отношениям будут применяться прежде всего положения Венской конвенции 1980 г. (за исключением случаев, когда покупателем является лицо из Казахстана). При неурегулированности тех или иных вопросов названной Конвенцией, а также в случаях, когда покупателем является лицо из Казахстана, применению будут подлежать нормы Киевского соглашения 1992 г. и Кишиневской конвенции 2002 г. При отсутствии в этих международных договорах положений, которые регулировали бы соответствующий вопрос, применяться будут нормы законодательства РФ.

В том же случае, когда стороны в договоре купли-продажи установили применение к этому договору и вытекающим из него правоотношениям права той или иной страны, применению будут подлежать прежде всего нормы этого права. Однако необходимо учитывать, что если в качестве применимого права будет выбрано право Российской Федерации или право любой иной страны, которая является участником Венской конвенции 1980 г., то в этом случае положения названной конвенции также будут подлежать применению к отношениям сторон в силу подп. b п. 1 ст. 1 названной Конвенции. Поэтому если стороны договора, выбирающие национальное законодательство государства - участника Венской конвенции 1980 г., хотели бы полностью или в той или иной части исключить применение к их отношениям данной Конвенции, на это следует прямо указать в условиях договора, которые касаются соглашения о применимом праве.

Особо обращаем внимание на то, что все вышеизложенное касается тех случаев, когда спор, вытекающий из договора, будет подлежать рассмотрению в российских судах, так как соответствующий порядок применения международных соглашений и норм национального законодательства к отношениям сторон договора предусмотрен именно российском законодательством. При рассмотрении спора в суде иностранного государства последний будет руководствоваться нормами о международном частном праве, содержащимися в законодательстве этого государства, поэтому нельзя исключить иного порядка применения положений международных договоров и национального законодательства. В связи с этим напомним, что консультации по вопросам применения законодательства иностранных государств службой Правового консалтинга не предоставляются.

Подсудность вытекающих из договоров споров

Как мы поняли из вопроса, указанные в нем договоры заключаются в сфере коммерческой деятельности между юридическими лицами (и, возможно, индивидуальными предпринимателями). Соответственно, споры, вытекающие из таких договоров, в российской юрисдикции подлежат разрешению в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством (ст. 1, ст. 3, ч. 1 ст. 27 АПК РФ).

Производство по делам с участием иностранных лиц регламентировано положениями раздела V АПК РФ. В частности, содержащиеся в нем ст. 247, ст. 248, ст. 248.1 и ст. 249 АПК РФ устанавливают перечень случаев, в которых дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражными судами Российской Федерации.

Так, арбитражный суд Российской Федерации компетентен рассматривать споры по искам к ответчикам, место жительства или нахождения которых находится на территории РФ; к иностранным юридическим лицам, чей орган управления, филиал или представительство находится на территории РФ; из договоров, по которым исполнение должно иметь место или имело место на территории РФ; а также в других случаях при наличии тесной связи спорного правоотношения с территорией Российской Федерации (пп. 1-3, п. 10 ч. 1 ст. 247 АПК РФ). Примеры случаев, в которых имеется тесная связь спорного правоотношения с территорией РФ, приведены, в частности, в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 23 "О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом" (далее - Постановление N 23).

Помимо этого, если иное не установлено международным договором Российской Федерации или соглашением сторон, к исключительной компетенции арбитражных судов в Российской Федерации относятся дела, сторонами которых являются лица, в отношении которых иностранным государством или межгосударственным объединением применяются ограничительные меры (санкции), и указанные государства (объединения), либо российские или иностранные лица в случаях, когда спор связан с применением соответствующих санкций (ч. 1 ст. 248.1 АПК РФ).

Наконец, к исключительной компетенции российских арбитражных судов относятся споры с участием иностранных лиц в случаях, когда стороны соответствующего спора заключили соглашение, в котором определили, что арбитражный суд в Российской Федерации обладает компетенцией по рассмотрению возникшего или могущего возникнуть спора, связанного с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, при условии, что такое соглашение не изменяет исключительную компетенцию иностранного суда (ч. 1 ст. 249 АПК РФ).

Вместе с тем следует помнить, что по смыслу ч. 3 ст. 3 и ч. 4 ст. 13 АПК РФ, а также вышеприведенных норм применение положений российского арбитражного процессуального законодательства возможно, если иное не предусмотрено международными соглашениями Российской Федерации.

В связи с этим напомним, что Российская Федерация и все члены ЕАЭС являются участниками Кишиневской конвенции 2002 г. и Киевского соглашения 1992 г., которые содержат также положения, определяющие подсудность споров. Причем последнее Соглашение, как носящее специальный характер, в силу разъяснения, данного в п. 2 Постановления N 23, будет подлежать приоритетному применению к спорам, вытекающим из договоров купли-продажи, сторонами которых являются юридические лица и ИП.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Киевского соглашения 1992 г. компетентный суд того или иного государства ЕАЭС уполномочен рассматривать иски, вытекающие из договорных отношений, если на территории данного государства:

- ответчик имел постоянное место жительства или место нахождения на день предъявления иска. Если в деле участвуют несколько ответчиков, находящихся на территории разных государств - участников СНГ, спор рассматривается по месту нахождения любого ответчика по выбору истца;

- осуществляется торговая, промышленная или иная хозяйственная деятельность предприятия /филиала / ответчика;

- исполнено или должно быть полностью или частично исполнено обязательство из договора, являющееся предметом спора;

- находится контрагент-поставщик и спор касается заключения, изменения и расторжения договоров.

Помимо этого, компетентные суды государств ЕАЭС рассматривают дела и в других случаях, если об этом имеется письменное соглашение Сторон о передаче спора этому суду. При наличии такого соглашения суд другого государства - участника Содружества прекращает производство дел по заявлению ответчика, если такое заявление сделано до принятия решения по делу (п. 2 ст. 4 Киевского соглашения 1992 г.).

С учетом изложенного в рассматриваемой ситуации стороны могут в договоре поставки или отдельном пророгационном соглашении определить подсудность по спорам, вытекающим из заключенного между ними договора (в том числе негосударственному третейскому суду). В этом случае спор будет подлежать рассмотрению в соответствующем суде. При отсутствии же такого соглашения суд, уполномоченный рассматривать спор, определяется по правилам, установленным ст. 4 Киевского соглашения 1992 г. В части, не урегулированной нормами названного Соглашения, при определении компетенции арбитражного суда по спорам, осложненным иностранным элементом, при обращении в российский арбитражный суд подлежат применению соответствующие нормы АПК РФ (смотрите также п. 17 Постановления N 23), а при обращении в суд иностранного государства - нормы процессуального законодательства этого государства.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ кандидат юридических наук Широков Сергей

Материал представлен в Системе ГАРАНТ.

Получите полный доступ к Системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня по ссылке