Вход в систему ГАРАНТ ПРОБНЫЙ ДОСТУП КУПИТЬ систему ГАРАНТ

Имеет ли право бюджетное учреждение заключить договор ГПХ со специалистом по закупкам при наличии в штате учреждения контрактного управляющего?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Если речь идет о заключении гражданско-правового договора с указанным в вопросе специалистом из средств от приносящей доход деятельности учреждения, то осуществление расходов на оплату таких услуг при наличии соответствующего специалиста в штате учреждения за счет собственных средств правомерно при условии, что оказываемые услуги направлены на достижение целей, ради которых учреждение создано, а расходы предусмотрены Планом ФХД.

Если речь идет о средствах бюджета отметим, что оплата работ (услуг), которые могли бы быть выполнены силами профильных сотрудников учреждения в рамках их должностных обязанностей, может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств.

Обоснование вывода:

Согласно п. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств. В то же время в силу норм ст. 6 БК РФ бюджетные учреждения не относятся к получателям бюджетных средств. При этом специалисты финансового ведомства указывают, что в отношении таких учреждений нецелевое использование средств возникает при использовании их на цели, не предусмотренные Планом ФХД (письмо Минфина России от 08.11.2012 N 02-11-08/4694).

В свою очередь, к ответственности, предусмотренной ст. 15.14 "Нецелевое использование бюджетных средств" КоАП РФ, могут привлекаться бюджетные учреждения, а также их должностные лица. При этом административная ответственность может применяться в случаях расходования любых средств, получаемых непосредственно из бюджета, а именно:

1) субсидий на выполнение государственных заданий (абзац 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ);

2) субсидий на иные цели (абзац 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ);

3) грантов в форме субсидий (п. 4 ст. 78.1 БК РФ);

4) субсидий на осуществление капвложений (ст. 78.2 БК РФ).

Таким образом, понятие "нецелевое использование бюджетных средств" не должно применяться к собственным средствам бюджетных учреждений, поступающим в связи с осуществлением приносящей доход деятельности, так как эти средства поступают не в форме субсидий или грантов из бюджетов бюджетной системы РФ.

Если речь идет о заключении гражданско-правового договора с указанным в вопросе специалистом из средств от приносящей доход деятельности учреждения, то осуществление расходов на оплату таких услуг при наличии соответствующего специалиста в штате учреждения за счет собственных средств правомерно при условии, что оказываемые услуги направлены на достижение целей, ради которых учреждение создано, а расходы предусмотрены Планом ФХД.

Если речь идет о средствах бюджета, отметим, что оплата работ (услуг), которые могли бы быть выполнены силами профильных сотрудников учреждения в рамках их должностных обязанностей, на практике может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств.

При этом конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед учреждением задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, учреждение могло бы достигнуть лучшего результата (абзац четвертый п. 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 23). Есть примеры из практики, когда суд встает на сторону бюджетного учреждения, указывая в том числе на то, что оказанные услуги по договору не входят в должностные функции штатного сотрудника.

Однако есть и примеры не в пользу учреждения, где оплата указанных услуг признается неэффективным использованием бюджетных средств (смотрите, например, решение Арбитражного суда Новосибирской области от 4 июня 2019 г. по делу N А45-39623/2018, оставленное без изменения постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 декабря 2019 г. N Ф04-6528/19 по делу N А45-39623/2018).

Таким образом, во избежание претензий со стороны органов финансового контроля в неэффективном использовании учреждением денежных средств желательно составить обоснование экономической целесообразности заключения указанного договора и выплаты средств исполнителю.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Павлова Наталия

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Получите доступ к полной
интернет-версии системы
ГАРАНТ бесплатно на 7 дней

Логин-пароль придут на вашу почту в течение 5 минут