Вход в систему ГАРАНТ

Частная медицинская организация оказывает платные медицинские услуги. В программе ОМС организация не состоит.
Заключение договоров об оказании платных медицинских услуг с анонимными пациентами является правом медицинской организации или обязанностью? Можно ли отказать анонимному пациенту в заключении договора об оказании платных медицинских услуг и, соответственно, в предоставлении платных медицинских услуг?

Согласно ст. 19 ГК РФ гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.

Вместе с тем Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) допускает возможность оказания пациентам медицинских услуг анонимно, но на платной основе (п. 2 ч. 5 ст. 84 Закона N 323-ФЗ). Так, медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги при оказании медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Однако порядок оказания медицинской помощи в условиях анонимности действующим законодательством не раскрывается, за исключением некоторых видов медицинских услуг (смотрите приказ Минздрава России от 23 августа 1999 г. N 327 "Об анонимном лечении в наркологических учреждениях (подразделениях)", приказ Минздрава России от 8 ноября 2012 г. N 689н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)").

Пунктом 8 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 мая 2023 г. N 736 (далее - Правила), установлено, что медицинские организации, участвующие в реализации программы и территориальной программы, имеют право оказывать платные медицинские услуги в том числе анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ (подп. "б" п. 8 Правил). В подобной ситуации сведения о потребителе фиксируются в договоре со слов потребителя услуги (подп. "б" п. 23 Правил).

Отметим, что анонимность оказания медицинских услуг формулируется законодателем именно как право медицинской организации, но не как ее обязанность.

Однако в п. 8 Правил речь идет о медицинских организациях, участвующих в реализации программы и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. В рассматриваемой же ситуации частная медицинская организация в реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не участвует.

В силу п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключение договора; понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена указанным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Поэтому если медицинская услуга (помощь), которую намерен получить гражданин, не может быть оказана без представления документа, удостоверяющего личность, и исполнитель при заключении с гражданином договора об оказании платной медицинской услуги был вправе требовать от заказчика представления документа, удостоверяющего личность, то при его отсутствии вправе отказать в заключении договора и предоставлении платной медицинской услуги.

По нашему мнению, постановка диагноза, необходимость назначения и проведения конкретного лечения, в том числе приема определенных лекарственных препаратов, выявление особенностей здоровья, противопоказаний, связано непосредственно с личностью пациента, в связи с чем надлежащая идентификация пациента является неотъемлемой и необходимой частью оказания медицинских услуг, которая направлена в том числе на защиту прав пациента и без проведения которой оказание медицинских услуг, за исключением установленных нормативными актами случаев оказания медицинских услуг анонимно, невозможно.

Отношения пациента с медицинским учреждением, как правило, не ограничиваются разовым посещением учреждения, а связаны в том числе с возможностью повторного лечения, получением либо истребованием медицинских документов, в частности, для продолжения лечения в ином учреждении. Соответственно, при оказании медицинских услуг, требующих медицинского вмешательства в организм гражданина, установление личности конкретного пациента, получающего соответствующие услуги, является обязательным. Иным образом идентифицировать личность пациента, кроме как по документу, удостоверяющему личность, медицинское учреждение возможности не имеет.

Если гражданин отказывается сообщить какие-либо данные, необходимые для заключения договора, то медицинская организация, не участвующая в реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, вправе отказать такому пациенту в заключении договора и возмездном оказании медицинских услуг, сославшись на вышеназванные правовые нормы и проинформировав его об этом.

Если пациент после этого информирования все же по определенным внутренним мотивам сообщает недостоверные данные, назвавшись, например, Ивановым Иваном Ивановичем вместо Петрова Петра Петровича, то постановкой своей подписи в договоре он берет всю полноту ответственности на себя за невыполнение требований законодательства вступать в гражданские отношения под своим именем (ст. 19 ГК РФ), и медицинская организация может правомерно оказывать ему медицинские услуги, так как не наделена полномочиями по проверке соответствия действительности его паспортных данных.

Вместе с тем оказание медицинских услуг на условиях анонимности, равно как и при условии указания пациентом недостоверных данных, нарушает права самого пациента, поскольку влечет за собой невозможность в последующем получения гражданином медицинской документации, а в случае выявления у пациента угрожающей жизни патологии в условиях анонимности не всегда будет возможным сообщить пациенту данные о его диагнозе и организовать оказание своевременной медицинской помощи (смотрите определение СК по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 25 января 2021 г. по делу N 8Г-22675/2020[88-690/2021-(88-20593/2020)]. Схожий вывод содержится в апелляционном определении СК по гражданским делам Московского городского суда от 18 октября 2022 г. по делу N 33-41480/2022.

Отметим, что Росздравнадзор считает неприемлемым анонимное оформление информированного добровольного согласия гражданина на медицинское вмешательство в связи с возможностью выявления опасной для жизни пациента патологии (например, онкологической). В такой ситуации оповещение пациента о результатах медицинского исследования с учетом сохранения врачебной тайны, а также организация оказания необходимой медицинской помощи такому пациенту представляются невыполнимыми (смотрите письмо Минздрава от 9 июня 2017 г. N 17-1/3717-1 "О возможности оформления документации при оказании платных медицинских услуг анонимно, в том числе медицинскими организациями, не участвующими в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий").

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Парасоцкая Елена

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Получите доступ к полной
интернет-версии системы
ГАРАНТ бесплатно на 3 дня

Логин-пароль придут на вашу почту в течение 5 минут