Сообщение успешно отправлено!
Указом Президента РФ от 19.10.2022 N 757 на территориях субъектов РФ, входящих в состав Центрального федерального округа, введен режим (уровень повышенной готовности), в рамках которого высшие должностные лица (органы исполнительной власти) субъектов РФ реализуют, среди прочих, меры по усилению охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды и др.
В целях обеспечения координации деятельности органов исполнительной власти г. Москвы по борьбе с терроризмом, повышения эффективности проведения мероприятий по выявлению, предупреждению и пресечению террористической деятельности распоряжением Мэра Москвы от 06.05.1998 N 446-РМ создана Межведомственная антитеррористическая комиссия г. Москвы. Решения, принимаемые указанной Комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для исполнения всеми участниками антитеррористической деятельности, органов исполнительной власти Москвы, а также предприятий, учреждений и организаций г. Москвы независимо от форм собственности.
Из содержания протокола Антитеррористической комиссии г. Москвы от 26.12.2023 N 4-13-3367/23 следует, что в связи с высоким уровнем угроз террористического характера, в том числе связанных с применением беспилотных летательных аппаратов, совершением иного рода диверсий и в целях обеспечения необходимого уровня защиты жизни и здоровья граждан, обеспечения бесперебойного функционирования объектов критически важной городской инфраструктуры (в том числе объектов социальной инфраструктуры, транспортных объектов, объектов дорожно-мостового, инженерно-коммунального и топливно-энергетического хозяйства, объектов культурного наследия), обеспечения безопасности в местах массового пребывания людей и координации исполнения мер по профилактике терроризма на территории г. Москвы правообладателям земельных участков, зданий, строений, сооружений, помещений, в которых установлены камеры видеонаблюдения, находящиеся снаружи и внутри таких объектов и фиксирующие события в общественных местах, надлежит за счет собственных средств обеспечить передачу видеопотоков с указанных видеокамер в установленном Департаментом информационных технологий г. Москвы порядке в государственную информационную систему "Единый центр обработки и хранения данных" (далее - ЕЦХД).
Такой Порядок подключения камер видеонаблюдения к ЕЦХД, определяющий условия взаимодействия при реализации мероприятий в соответствии с указом Президента РФ от 19.10.2022 N 757, утвержден распоряжением Департамента информационных технологий г. Москвы от 22.01.2024 N 64-16-15/24.
Из содержания Порядка следует, что префектуры административных округов города Москвы с привлечением уполномоченных органов исполнительной власти г. Москвы определяют перечень объектов и перечень расположенных на объектах камер видеонаблюдения, подлежащих подключению к ЕЦХД. В адрес правообладателя (лица, которому на праве собственности или на ином законном основании принадлежит земельный участок, здание, строение, сооружение или помещение (объект), на котором установлены камеры видеонаблюдения) объекта, указанного в перечне объектов для подключения к ЕЦХД, направляется Порядок в целях организации подключения. Подключение камер видеонаблюдения к ЕЦХД регулируется непосредственно Порядком.
Целью функционирования ЕЦХД, как следует из соответствующего Положения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 07.02.2012 N 24-ПП, является повышение уровня безопасности граждан, находящихся на территории г. Москвы, эффективности управления городским хозяйством, комфорта и удобства повседневной жизни граждан посредством централизованного сбора, хранения и обработки информации с применением информационно коммуникационных технологий.
К основным задачам ЕЦХД отнесены: обеспечение общественной безопасности и общественного порядка, в том числе при проведении массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий; защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций; осуществление мониторинга за состоянием объектов инфраструктуры, качеством оказываемых услуг (выполняемых работ), выявление нарушений в сферах строительства, архитектуры и благоустройства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, медицины и социальной защиты населения, образования и науки, рекламы, культуры и туризма, спорта, торговли, природопользования и охраны окружающей среды, гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, а также в иных сферах жизнедеятельности; фиксация административных правонарушений, в том числе с использованием технологии электронного мониторинга местоположения гражданина в определенной геолокации, в установленных законами и нормативными правовыми актами г. Москвы случаях.
На базе ЕЦХД, являющегося собственностью г. Москвы, организуется городская система видеонаблюдения, которая представляет собой совокупность организационно-технических средств по формированию, обработке и передаче информации в ЕЦХД.
Условием подключения к ЕЦХД, как следует из п. 2.10 Порядка, является подписанием правообладателем соответствующего согласия (приложением N 3 к Порядку), которым фактически подтверждается как ознакомление с Порядком, так и согласие с подключением камер видеонаблюдения ЕЦХД, а также с условиями, предусмотренными Порядком. Кроме того, согласием правообладатель принимает на себя обязательства по обеспечению непрерывной трансляции с камер видеонаблюдения в режиме реального времени, работоспособности оборудования видеонаблюдения, каналов связи, качества предоставляемой к ЕЦХД информации в соответствии с требованиями Порядка. При этом Департамент информационных технологий г. Москвы наделен правом отзыва сертификата о подключении камер видеонаблюдения к ЕЦХД, при отзыве которого камеры видеонаблюдения считаются не подключенными к ЕЦХД.
Таким образом, с одной стороны, решения, принимаемые Антитеррористической комиссии г. Москвы в соответствии с ее компетенцией обязательны для исполнения, а, с другой, Порядок исходит из необходимости согласия правообладателя на подключение камер видеонаблюдения к ЕЦХД. Кроме того, передача видеопотоков с видеокамер объектов правообладателя в установленном порядке должна быть обеспечена за счет собственных средств правообладателя.
Каких-либо санкций к правообладателям земельных участков, зданий, строений, сооружений, помещений, в которых установлены камеры видеонаблюдения, находящиеся снаружи и внутри таких объектов и фиксирующие события в общественных местах, непосредственно Порядок не содержит. Отдельной нормы, предусматривающей ответственность, в частности административную, за неподключение к ЕЦХД не обнаружено.
Полагаем необходимым обратить внимание на то, что ч. 1 ст. 20.35 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Так, требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 N 272 (далее - Требования N 272), предусматривают, что система видеонаблюдения места массового пребывания людей с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней, а также информационное взаимодействие с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (передачу видеоизображения в реальном времени, видеоизображения в архиве, результатов работы средств видеоизображения и видеоидентификации). Перечень мест массового пребывания в пределах территорий субъектов РФ или муниципальных образований должен быть определен соответственно исполнительными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами ФСБ России, территориальными органами МВД РФ, Росгвардии и МЧС России.
Комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), а также порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), включая вопросы инженерно-технической укрепленности, их категорирования, контроля за выполнением требований и разработки паспорта безопасности торговых объектов, предусмотрены Требованиями к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), утвержденными постановлением Правительства РФ от 19.10.2017 N 1273 (далее - Требования N 1273).
Антитеррористическая защищенность торгового объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем: проведения необходимых организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности торгового объекта (территории); применения современных информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности торгового объекта (территории); оборудования торгового объекта (территории) необходимыми инженерно-техническими средствами охраны и др. Торговый объект (территория) независимо от его категории должны быть оборудованы системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, а также системой освещения.
Пункт 31 Требований N 1273, предусматривающий, что система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на территории торгового объекта (территории), архивирование и хранение данных, в отличие от Требований N 272, положение о необходимости обеспечения информационного взаимодействия с региональными подсистемами видеонаблюдения не содержит.
Учитывая изложенные обстоятельства, полагаем, что о возможности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.35 КоАП РФ может идти речь только в том случае, когда соответствующие требований к антитеррористической защищенности отдельных объектов содержат положения о необходимости обеспечения взаимодействия системы видеонаблюдения объекта с региональной информационной системой, в частности ЕЦХД.
Нормативных правовых актов, предусматривающих ответственность за неисполнение требования о подключении камер видеонаблюдения к ЕЦХД, а также соответствующей судебной практики не обнаружено.
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Беликова Татьяна
Логин-пароль придут на вашу почту в течение 5 минут
Логин-пароль придут на Вашу почту в течение 5 минут
Мы направим Вам подробное персональное коммерческое предложение.
Сообщение успешно отправлено!
В форме содержатся ошибки!
Введите регистрационное имя. Пароль будет выслан на адрес электронной почты, указанный при регистрации
Ссылка для бесплатного просмотра Семинара придет
на указанную электронную почту
В Системе ГАРАНТ более 70 актуальных Семинаров,
которые можно смотреть прямо в Системе
Это и бесплатно для Вас, и гораздо удобнее
Заходите в Систему ГАРАНТ и смотрите
интересные Вам Семинары
Ссылку для бесплатного просмотра выбранного
семинара мы Вам обязательно отправим
на указанную электронную почту
Мы направим Вам пробный доступ к системе.
Благодарим Вас за обращение!
Будем рады нашему сотрудничеству
ПРАВОВЕСТ
Система ГАРАНТ
это займет не более 20 секунд
Свидетельство будет выписано на указанные ФИО и придет на указанную электронную почту.
По Вашему желанию, наш менеджер проведёт презентацию
Системы ГАРАНТ, расскажет о ценах, рассчитает стоимость,
сделает выгодное предложение.
Оставьте Ваши контактные данные и Менеджер свяжется
с Вами в ближайшее время.
Или оставьте Ваши контактные данные и Менеджер свяжется
с Вами в ближайшее время.