Вход в систему ГАРАНТ ПРОБНЫЙ ДОСТУП КУПИТЬ систему ГАРАНТ

Гражданин оформил и оплатил заказ на онлайн-площадке. Через несколько минут гражданину поступило сообщение о том, что заказ и доставка аннулированы, наличие товара на складе продавца не подтверждено. Односторонний отказ от заключенного договора купли-продажи является незаконным. Была направлена претензия в адрес маркетплейса.

Маркетплейс в ответном письме пояснил, что является агрегатором, ответственность за данное нарушение несет продавец, и предоставил сведения о Ф.И.О., ИНН и ОГРНИП продавца. Спустя неделю после отправки претензии непосредственно продавцу от него поступил ответ, что данный товар на маркетплейсе он не выставлял, занимается другим видом торговой деятельности, отношения к заказу не имеет, его Ф.И.О. и ИНН были недобросовестно использованы неизвестными людьми.

1. Можно ли в таком случае привлечь к ответственности по Закону о защите право потребителей сам агрегатор, учитывая, что он предоставил неверные данные о продавце?

2. Несет ли агрегатор/маркетплейс ответственность за продавцов на своей торговой площадке в случае подтверждения фиктивности продавца?

3. Есть ли судебная практика по случаю, когда агрегатор был привлечен к ответственности за предоставление недостоверных данных о продавце?

На отношения, возникающие с участием владельца агрегатора (маркетплейс) и физических лиц, приобретающих товары для личного пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью (потребитель), распространяются положения закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон о ЗПП).

Как указано в п. 1.2 ст. 9 Закона о ЗПП, владелец агрегатора обязан довести до сведения потребителей информацию о себе и продавце (исполнителе) (фирменное наименование (наименование), место нахождения (адрес), режим работы, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, фамилию, имя, отчество (если имеется), государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя), а также об имеющихся изменениях в указанной информации. Владелец агрегатора доводит до сведения потребителей информацию о себе и продавце (исполнителе) посредством ее размещения на своих сайте и (или) странице сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Информацию о продавце (исполнителе) владелец агрегатора вправе довести до сведения потребителей посредством размещения на своих сайте и (или) странице сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ссылки на сайт продавца (исполнителя) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Продавец (исполнитель) же обязан предоставить владельцу агрегатора и разместить на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при его наличии) достоверную информацию о себе, указанную в пункте 1.2 настоящей статьи. В случае, если имеются изменения в такой информации, продавец (исполнитель) обязан в течение одного рабочего дня с момента внесения в нее изменений сообщить владельцу агрегатора об этих изменениях и разместить их на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при его наличии). Владелец агрегатора обязан внести эти изменения в информацию о продавце (исполнителе) в течение одного рабочего дня, если размещение указанной информации осуществляется на сайте владельца агрегатора и (или) его странице сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Таким образом, обязанность предоставить владельцу агрегатора достоверную информацию о себе возлагается на продавца. Владелец агрегатора (маркетплейс) же не обязан проверять достоверность такой информации, исходя из принципа добросовестности участников гражданских правоотношений (п. 5 ст. 10 ГК РФ, смотрите также п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

В силу п. 2.1 ст. 12 Закона о ЗПП владелец агрегатора, предоставивший потребителю недостоверную или неполную информацию о товаре (услуге) или продавце (исполнителе), на основании которой потребителем был заключен договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг) с продавцом (исполнителем), несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему такой информации.

Однако в этом же пункте содержится исключение из указанного правила: если иное не предусмотрено соглашением между владельцем агрегатора и продавцом (исполнителем) или не вытекает из существа отношений между ними, ответственность за исполнение договора, заключенного потребителем с продавцом (исполнителем) на основании предоставленной владельцем агрегатора информации о товаре (услуге) или продавце (исполнителе), а также за соблюдение прав потребителей, нарушенных в результате передачи потребителю товара (услуги) ненадлежащего качества и обмена непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар, несет продавец (исполнитель).

Кроме того, владелец агрегатора не несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему недостоверной или неполной информации о товаре (услуге), в случае, если владелец агрегатора не изменяет информацию о товаре (услуге), предоставленную продавцом (исполнителем) и содержащуюся в предложении о заключении договора купли-продажи (договора возмездного оказания услуг).

Таким образом, в силу действующих положений законодательства о защите прав потребителей владелец агрегатора несет ответственность за недостоверность информации, если он вносил в нее изменения; за исполнение договора по общему правилу перед потребителем отвечает продавец (исполнитель), а не владелец агрегатора. Следовательно, если владелец агрегатора не вносил изменения в информацию, он не несет ответственности за ее недостоверность (смотрите, например, апелляционное определение Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 13 мая 2024 г. по делу N 11-16/2024; решение Апатитского городского суда Мурманской области от 21 февраля 2023 г. по делу N 2-84/2023).

Дополнительно отметим, что в силу п. 2.2 ст. 12 Закона о ЗПП потребитель вправе предъявить требование к владельцу агрегатора о возврате суммы произведенной им предварительной оплаты товара (услуги). Владелец агрегатора должен вернуть ее в течение десяти календарных дней со дня предъявления такого требования при одновременном наличии следующих условий:

- товар (услуга), в отношении которого потребителем внесена предварительная оплата на банковский счет владельца агрегатора, не передан потребителю в срок (услуга не оказана в срок);

- потребитель направил продавцу (исполнителю) уведомление об отказе от исполнения договора купли-продажи (договора возмездного оказания услуг) в связи с нарушением продавцом (исполнителем) обязательства передать товар (оказать услугу) в установленный срок.

Также потребитель направляет владельцу агрегатора подтверждение направления продавцу (исполнителю) уведомления об отказе от исполнения договора.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

- Некоторые проблемы электронной торговли: к вопросу об ответственности владельцев агрегаторов перед потребителями (Е.Д. Суворов, журнал "Вестник экономического правосудия", N 9, сентябрь 2019 г.);

- Достоверность информации, предоставляемой потребителям (В.И. Солдатова, журнал "Судья", N 5, май 2023 г.).

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Бахтин Артем

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Получите доступ к полной
интернет-версии системы
ГАРАНТ бесплатно на 7 дней

Логин-пароль придут на вашу почту в течение 5 минут