Вход в систему ГАРАНТ ПРОБНЫЙ ДОСТУП КУПИТЬ систему ГАРАНТ

Был взломан аккаунт гражданина на портале "Госуслуги". Мошенники направили доверенность на пользование всеми счетами, заверенную нотариусом.

Каковы действия гражданина в данном случае?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Если персональными данными завладели мошенники, то необходимо оперативно принять комплекс мер, направленных на предотвращение их использования в целях оформления кредитов и в иных незаконных целях.

Обоснование вывода:

Сбор персональных данных путем незаконного их приобретение, взлома аккаунтов, сайтов, посредством введения в заблуждение в ходе телефонных переговоров и т.д. - первый этап в большинстве мошеннических схем. Как правило, мошенники используют персональные данные для оформления кредитов на владельцев персональных данных, заключение от их имени договоров купли-продажи, открытие фирм и т.д.

Порядок действий при хищении персональных данных законодательно не определен, и, как правило, большинство потерпевших ограничиваются обращением по указанным вопросам в полицию.

Действительно, обращение в полицию при похищении персональных данных - верный и правильный шаг. В ходе проверки по данному сообщению органы полиции обязаны провести проверку в порядке ст. 144-145 УПК РФ и принять решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении. Заявителю необходимо иметь доказательства обращения в полицию по указанному вопросу (копию заявления с отметкой о регистрации, талон уведомления и т.д.), которые ему в последующем понадобятся для возможного обжалования заключенных от его имени кредитных договоров, сделок с его имуществом и т.д.

При проверке по указанным сообщениям органы полиции как правило обязаны дать оценку действиям нарушителей по признакам составов преступлений, предусмотренных ст. 159 УК РФ (если оформлен кредитный договор или заключены сделки с имуществом, ст. 272-273 УК РФ, ст. 327 УК РФ (если используются подложные документы). К проведению проверок по указанным вопросам обычно привлекается Управление по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий Министерства внутренних дел Российской Федерации (смотрите приказ МВД России от 29.12.2022 N 1110 "Об утверждении Положения об Управлении по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий Министерства внутренних дел Российской Федерации").

Решение об отказе в возбуждении уголовного дела можно обжаловать прокурору в порядке ст. 124 УПК РФ или в суд в порядке ст. 125 УПК РФ.

В то же время, помимо обращения в органы полиции, необходимо выполнить и ряд других действий, пресекающих мошенникам использование персональных данных.

Прежде всего необходимо восстановить доступ к своему аккаунту в социальных сетях, на портале "Госуслуги" самостоятельно или с помощью администратора, в чей адрес незамедлительно следует отправить сообщение, а также сменить логины и пароли. Если взломали аккаунт портале "Госуслуги", то проще всего обратиться по указанному вопросу в ближайший центр обслуживания МФЦ, где заявление гражданина об этом будет зарегистрировано, и в его присутствии примут меры к прекращению доступа к аккаунту, смене логина и пароля.

В последующем самостоятельно или с помощью специалиста МФЦ необходимо проверить доступ к аккаунту с других устройств, и если к нему подключены какие-либо еще неизвестные устройства, нужно зафиксировать этот факт (например путем выполнения скриншота) и прекратить их доступ.

В графе "Учетная запись" необходимо убедиться в верности номера телефона, адреса электронной почты, если они не верны, выполнить скриншот и незамедлительно заменить на принадлежащие гражданину данные.

В разделе "Безопасность" в подразделе "Действия" в системе можно посмотреть, на каких ресурсах проходили авторизации через профиль гражданина. Если мошенники использовали персональные данные для входа в личный кабинет банка или микрофинансовой организации, то необходимо связаться с ними и предупредить о том, что профиль взломали, а также выяснить, что происходило со счетами за последнее время, и не появилось ли у гражданина новых кредитов и займов.

В случае подтверждения информации о хищении денежных средств со счета или оформления кредита, в банк или микрофинансовую организацию нужно подать заявление о том, что гражданин этого не делал, а также сообщить об указанных подробностях дополнительно в полицию.

В кредитных организациях необходимо перевыпустить электронные банковские (кредитные) карты.

В разделе "Заявления" можно обнаружить информацию, которую о гражданине запрашивали мошенники.

Если мошенники заказали справку из налоговой, выписку о состоянии пенсионного счета и сведения из трудовой книжки, вероятно, они попытаются оформить заем на имя гражданина, о чем также необходимо поставить в известность в полицию.

Периодически нужно проверять свою кредитную историю (ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях"), открытие юридических лиц на конкретное имя через ЕГРЮЛ, наличие судебных процессов о взыскании долга.

Кроме того, через МФЦ следует установить запрет на совершение сделок с имуществом без личного присутствия, если имеется недвижимое имущество.

Кроме того, по основаниям непригодности паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин, существенности изменения внешности принять меры к замене паспорта, что повлечет невозможность получения кредитов, заключение сделок с имуществом и открытию юридических лиц на имя гражданина, а выполнение указанных действий с применением старых паспортных данных будет безусловно свидетельствовать об их недействительности.

Если персональные данные похищены по вине оператора персональных данных, то целесообразно по данным вопросам обратиться в адрес Роскомнадзора, которым будет организована и проведена проверка в отношении правонарушителя, при подтверждении его вины будут приняты меры административного характера.

В последнее время распространение получило мошенничество с использованием биометрических данных, а именно использование в указанных целях внешности и голоса для оформления кредита (смотрите определение СК по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 18.08.2022 по делу N 8Г-14401/2022[88-14740/2022]; решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 12.08.2024 по делу N 2-2158/2024; апелляционное определение СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от 28.06.2022 по делу N 33-5975/2022; апелляционное определение СК по гражданским делам Калининградского областного суда от 07.08.2024 по делу N 33-3838/2024; апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 18.04.2022 по делу N 33-8319/2022).

Соответственно, если с согласия гражданина при банковском обслуживании получены биометрические данные, то в силу положений ч. 15 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2022 N 572-ФЗ "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" необходимо отозвать через МФЦ у оператора единой биометрической системы или банка свое согласие, потребовать блокировку их использования или уничтожения. В свою очередь, оператор единой биометрической системы, а также оператор регионального сегмента единой биометрической системы, аккредитованный государственный орган, Центральный банк Российской Федерации в случае прохождения им аккредитации, организация, осуществляющая аутентификацию на основе биометрических персональных данных физических лиц, обязаны при получении такого требования гражданина прекратить работу с ними, заблокировать, удалить, уничтожить биометрические персональные данные и векторы единой биометрической системы.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Михайлов Алексей

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Получите доступ к полной
интернет-версии системы
ГАРАНТ бесплатно на 3 дня

Логин-пароль придут на вашу почту в течение 5 минут