Вход в систему ГАРАНТ ПРОБНЫЙ ДОСТУП КУПИТЬ систему ГАРАНТ

Между физическим лицом и оператором сотовой связи заключён и действует договор оказания услуг. В рамках заключенного договора действовала скидка по тарифу в размере 50%. Потребитель внёс на счёт нужную сумму. Однако оператор отменил скидку. И по причине того, что денег на счету для внесения авансового платежа по тарифу оказалось недостаточно, приостановил оказание услуг и заблокировал номер. Теперь отказывается вернуть деньги, ссылаясь на то, что оплата по тарифу производится авансовыми платежами и возврат денежных средств в таком случае не предусмотрен.

Вправе ли оператор сотовой связи удерживать денежные средства, полученные авансовым платежом, если услуги не оказывались?

Есть ли судебная практика по аналогичным спорам или разъяснения Верховного Суда РФ?

В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.

Согласно пункту 1 статьи 45 Закона N 126-ФЗ договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным договором. Поскольку в вопросе речь о договоре с оператором сотовой связи, условия договора об оказании услуг связи должны соответствовать правилам оказания услуг телефонной связи (смотрите постановление Правительства РФ от 24 января 2024 г. N 59 "Об утверждении Правил оказания услуг телефонной связи", далее - Правила).

В п. 1 ст. 46 Закона N 126-ФЗ указано, что оператор связи обязан в том числе оказывать пользователям услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

Согласно ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В соответствии с пунктом 1 статьи 54 Закона N 126-ФЗ оплата услуг связи производится посредством наличных или безналичных расчетов - непосредственно после оказания таких услуг, путем внесения аванса или с отсрочкой платежа. Порядок и форма оплаты услуг связи определяются договором об оказании услуг связи, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В п. 25 Правил указано, что абонент обязан в том числе вносить плату за оказанные услуги телефонной связи в полном объеме и сроки, которые определены договором.

В п. 24 Правил определено, что оператор связи обязан в том числе возобновлять оказание услуг телефонной связи абоненту в течение 3 дней со дня получения оплаты от абонента или предоставления абонентом документов, подтверждающих ликвидацию задолженности по оплате услуг телефонной связи (в случае приостановления оказания услуг телефонной связи за нарушение сроков оплаты оказанных ему услуг телефонной связи); не менее чем за 10 дней до изменения действующих тарифов на услуги телефонной связи извещать об этом абонентов через сайт оператора связи в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Абонентам подвижной связи, в отношении которых применяется изменяемый тариф, дополнительно направляются короткие текстовые сообщения с информацией об изменении действующих тарифов на услуги подвижной связи, если иное не предусмотрено настоящими Правилами. В договоре с абонентом - юридическим лицом может быть определен иной способ информирования об изменении тарифов. Абонент - физическое лицо вправе отказаться от получения информации об изменении тарифов в виде короткого текстового сообщения и посредством совершения им действий, позволяющих достоверно установить его волеизъявление, выбрать иной способ извещения.

Согласно п. 47 Правил оператор связи вправе приостановить оказание абоненту только тех услуг телефонной связи, в отношении которых этим абонентом допущены нарушения требований, установленных Федеральным законом "О связи", настоящими Правилами и договором, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных абоненту услуг телефонной связи. В силу п. 51 Правил абонент вправе в любое время в одностороннем порядке расторгнуть договор при условии оплаты оказанных услуг телефонной связи.

Насколько мы понимаем, в момент списания денежных средств, внесенных авансом по условиям договора об оказании услуг связи, и образования отрицательного баланса на счете абонента договор об оказании услуг связи не был расторгнут. В связи с этим, поскольку договор действующий, мы полагаем, что у оператора связи имелись основания для такого списания, а у абонента возникла обязанность погасить задолженность в виде недостающей части платы по тарифу.

При этом, поскольку по условиям договора, а также исходя из требований Правил, оказание услуг связи осуществляется/возобновляется при полной оплате услуг связи, оператор связи был вправе приостановить оказание услуг связи до ликвидации задолженности по оплате услуг связи.

Поскольку в силу п. 51 Правил абонент вправе в любое время в одностороннем порядке расторгнуть договор при условии оплаты оказанных услуг телефонной связи, мы полагаем, что в описанной ситуации абонент вправе потребовать возврата списанной суммы средств (недостаточных для оплаты услуг связи) только после расторжения договора и при условии, что услуги связи по договору в данный период времени фактически не оказывались (смотрите, например, решение Балашихинского городского суда Московской области от 5 февраля 2024 г. по делу N 2-1566/2024, смотрите также п. 4 ст. 453 ГК РФ, Энциклопедия решений. Правовые последствия одностороннего отказа от исполнения обязательства (договора) (октябрь 2024)).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Бахтин Артем

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Получите доступ к полной
интернет-версии системы
ГАРАНТ бесплатно на 3 дня

Логин-пароль придут на вашу почту в течение 5 минут