Вход в систему ГАРАНТ ПРОБНЫЙ ДОСТУП КУПИТЬ систему ГАРАНТ

В 2019 году по решению районного суда за физическим лицом признано право собственности на гараж площадью 20,2 кв. м как на самовольную постройку. До настоящего времени гараж в собственность физическое лицо не оформило. Данный гараж расположен на земельном участке, находящемся в собственности муниципального образования.

Может ли физическое лицо заключить с другим физическим лицом в отношении данного гаража договор цессии по переуступке прав требования по судебному решению?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Физическое лицо не вправе передать право собственности на гараж по договору цессии.

Обоснование вывода:

Уступка требования (цессия) в гражданском законодательстве означает уступку кредитором принадлежащего ему права (требования) в обязательстве с должником другому лицу на основании сделки. Такой кредитор (первоначальный кредитор, уступивший требование) именуется цедентом, а другое лицо, получившее от него требование к должнику (новый кредитор), именуется цессионарием (п. 1 ст. 382, п. 1 ст. 388, п. 1 ст. 389.1 ГК РФ).

Подчеркнем, что уступка направлена на переход требований, возникших из обязательства, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (п. 1 ст. 307 ГК РФ). Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе (п. 2 ст. 307 ГК РФ). Причем данный перечень не является исчерпывающим.

То есть цессия (уступка требования) ограничена сферой обязательственного права и не применима к вещным правам.

Право собственности относится к категории вещных прав, оно абсолютно и представляет собой господство лица над вещью, состоящее в триаде правомочий: владения, пользования и распоряжения (п. 1 ст. 209 ГК РФ). Вещное право нельзя передать, уступить отдельно от вещи, поскольку ему присуще следование за вещью. Конструкция вещного права такова, что даже если собственник уступит свое право третьему лицу, он все равно остается собственником вещи, т.к. право собственности у приобретателя возникает с момента поступления вещи во владение (п. 1 ст. 224 ГК РФ). Так, например, в одном из дел суд, установив, что передача арендодателем помещения арендатору не состоялась и последний не вступил во владение им, суд пришел к выводу, что арендатор не стал законным владельцем спорного имущества и, следовательно, не имел права на использование вещно-правовых способов защиты от действий третьих лиц (смотрите п. 9 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. N 66).

Как следует из п. 2 ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Соответственно, уступить право собственности на гараж по договору цессии гражданин не может. При этом он не лишен права передать свой гараж иному лицу на основании любой гражданско-правовой сделки об отчуждении имущества.

К сведению:

На основании п. 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 декабря 2023 г. N 44 вступившее в законную силу решение суда о признании права собственности на самовольную постройку является основанием возникновения права собственности на объект недвижимости (подп. 3 п. 1 ст. 8 ГК РФ) и для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости (ст. 219 ГК РФ, п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", далее - Закон N 218-ФЗ).

После вступления в законную силу решения суда о признании права собственности на самовольную постройку собственник данного объекта недвижимости вправе использовать его в гражданском обороте.

Однако надлежит учитывать, что в силу пп. 1 и 2 ст. 8.1, п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации и возникает, прекращается с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр. То есть до этого момента для всех третьих лиц оно остается невидимо, на что обращено внимание в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Подчеркнем, что наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в ЕГРН, не освобождает собственника от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в ЕГРН согласно Закону N 218-ФЗ (п. 53 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").

В настоящее время регистрация прав на основании решений судов носит заявительный характер, за исключением случаев, когда в резолютивной части решения суд обязывает регистрирующий орган совершить учетно-регистрационные действия.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Котыло Игорь

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Получите доступ к полной
интернет-версии системы
ГАРАНТ бесплатно на 3 дня

Логин-пароль придут на вашу почту в течение 5 минут