В отношении граждан Республики Таджикистан действует безвизовый порядок въезда на территорию РФ (ст. 1 Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан (Минск, 30 ноября 2000 г.)). В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" (далее - Закон N 115-ФЗ) лицо, прибывшее в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание, имеет статус временно пребывающего в РФ иностранца.
В отношении "безвизовых" иностранцев действует упрощенный - по сравнению со стандартным - порядок привлечения их к трудовой деятельности. В качестве работодателя или заказчика работ (услуг) (далее - работодатель) в этом случае могут выступать как юридические, так и физические лица (п. 1 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ). Получать специальное разрешение на привлечение и использование таких работников не требуется (подп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Самому иностранцу для вступления в трудовые отношения по общему правилу необходимо достичь возраста 18 лет и оформить патент - документ, подтверждающий право "безвизового" иностранца на временное осуществление трудовой деятельности на территории определенного субъекта РФ (п. 1 ст. 2, п. 4 ст. 13, ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ).
При этом по общему правилу временно пребывающий в РФ иностранец может трудиться только в том субъекте РФ, на территории которого ему выдан патент (п. 16 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ). Аналогичный запрет установлен и для работодателя: нельзя привлекать иностранца к трудовой деятельности по патенту вне пределов субъекта РФ, на территории которого выдан документ. В связи с этим иностранца с патентом, выданным в Московской области, нельзя привлекать для выполнения работ на территории г. Москвы, и наоборот. Кроме того, если в патенте указана профессия (специальность, должность, вид трудовой деятельности), иностранный гражданин должен быть трудоустроен в точном соответствии с данными, указанными в патенте (п. 16 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ). Нарушение этого правила также может повлечь привлечение работодателя к административной ответственности.
Обращаем внимание, что согласно части 1 ст. 18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина при отсутствии у него разрешения на работу либо патента (когда их наличие является обязательным), привлечение иностранца по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте (если в них содержится соответствующая информация), а также привлечение иностранца вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток. В случае совершения указанных нарушений в Москве или Московской области, ответственность наступает уже по части 4 ст. 18.15 КоАП РФ: для юридических лиц предусмотрен штраф от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Следует подчеркнуть, что для привлечения работодателя к ответственности по частям 1, 4 ст. 18.15 КоАП РФ достаточно уже самого факта допуска иностранца к выполнению работ, отсутствие подписанного трудового или гражданско-правового договора ничего в данном случае не изменит (смотрите примечание 1 к ст. 18.15 КоАП РФ).
В соответствии с п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ работодатель, привлекающий и использующий для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязан уведомлять территориальное подразделение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте РФ, на территории которого иностранец осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с ним трудового договора в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты его заключения или прекращения (расторжения). Неисполнение этой обязанности (в том числе нарушение установленного срока) квалифицируется по части 3 ст. 18.15 КоАП и может привести к штрафу от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в РФ двух и более иностранных граждан административная ответственность по ст. 18.15 КоАП наступает за нарушение правил в отношении каждого иностранного гражданина в отдельности.
С формальной точки зрения вместо назначения административного штрафа контролирующий орган может ограничиться предупреждением (статьи 3.4, 4.1.1 КоАП РФ). Кроме того, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ). Однако практика показывает, что в делах, связанных с незаконным привлечением иностранцев к трудовой деятельности, указанные нормы применяются крайне редко, и рассчитывать на подобный исход было бы опрометчиво.
Также следует помнить, что иностранный гражданин в силу специальных положений законодательства не может занимать ряд должностей, а в отдельных отраслях экономики Правительством могут вводиться допустимые доли иностранных работников (обратите внимание, в некоторых субъектах РФ допустимые доли отличаются от общероссийских, смотрите пункты 2-11 постановления Правительства РФ от 03.10.2022 N 1751). В случае превышения установленной доли (которая, к слову, может меняться ежегодно) иностранные работники подлежат увольнению по п. 9 части первой ст. 327.6 ТК РФ (приведение численности работников, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в соответствие с установленными ограничениями на осуществление ими трудовой деятельности). Нарушение требования относительно допустимой доли иностранных работников является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ (штраф до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Золотых Максим
Материал представлен в Системе ГАРАНТ.
Логин-пароль придут на Вашу почту в течение 5 минут
Cras at massa a tortor laoreet ullamcorper ac vitae felis. In ut sodales felis. Nam ante diam, porttitor ac sapien eu, hendrerit finibus mauris.
Cras at massa a tortor laoreet ullamcorper ac vitae felis. In ut sodales felis. Nam ante diam, porttitor ac sapien eu, hendrerit finibus mauris.