Сообщение успешно отправлено!
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Рассматриваемый Закон никак не ограничивает возможность изменения обязательств и не исключает возможность заключения соглашения о новации. Однако соглашение о новации может быть признано договором, который должен заключаться в порядке, предусмотренном положением о закупке.
Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, помимо положений Закона N 223-ФЗ, в том числе Гражданским кодексом РФ, а также собственным правовым актом, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Понятие "закупка" Законом N 223-ФЗ, к сожалению, четко не определено, и каких-либо официальных разъяснений по данному вопросу на настоящий момент также нет. Однако системный анализ норм этого Закона позволяет сделать вывод, что под закупкой в нем понимается, в частности, проведение процедуры выбора контрагентов, заключение и исполнение договоров с ними (ч. 2 ст. 2, чч. 2, 6 ст. 3, ч. 5, п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
В связи с этим возникает вопрос о квалификации соглашения о новации как договора, подпадающего под регулирование Закона N 223-ФЗ и, соответственно, положения о закупке.
С одной стороны, новация - один из способов прекращения обязательства, заключается в том, что обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, если иное не установлено законом или не вытекает из существа отношений (ст. 414 ГК РФ). Закон N 223-ФЗ не содержит положений, которые устанавливали бы прямой запрет на прекращение обязательств контрагента по оплате путем заключения соглашения о новации. Кроме того, в данном случае можно говорить об изменении или трансформации существовавшего обязательства в новое, а указанный Закон не содержит норм, исключающих или ограничивающих возможность изменения условий заключаемых в ходе закупки договоров, равно как и расторжения договора, более того, ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ предусматривает, что информация об изменении объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора, по сравнению с указанными в итоговом протоколе подлежит размещению в единой информационной системе (далее - ЕИС). Соответственно, если речь идет об изменении существовавшего обязательства, то оно никак не затрагивает положений Закона N 223-ФЗ. Однако примеров правоприменительной практики, отражающей такую точку зрения, нам найти не удалось.
С другой стороны, формально из приведенной выше ст. 414 ГК РФ следует, что первоначально существовавшее обязательство прекращается, и одновременно возникает новое обязательство. Таким образом, соглашение о новации можно рассматривать так же, как соглашение сторон, устанавливающее обязательство по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, то есть возмездный договор (пп. 1, 3 ст. 420, п. 1 ст. 423 ГК РФ), оплата по которому осуществляется не перечислением денежных средств, а зачетом имеющейся задолженности (ст. 410 ГК РФ). Соответственно, соглашение о новации может быть признано договором, который должен заключаться в порядке, предусмотренном положением о закупке, а его заключение без соблюдения такого порядка может быть признано неправомерным. Нам удалось найти только один пример правоприменительной практики, отражающей такую точку зрения - решение УФАС по Пензенской области от 13.11.2018 N 3-09/51-2018.
Таким образом, соглашение о новации может быть признано договором, который должен заключаться в порядке, предусмотренном положением о закупке. Ввиду скудости правоприменительной практики оценить такую вероятность в случае рассмотрения спора судом невозможно.
Вместе с тем в любом случае необходимо иметь в виду, что Закон N 223-ФЗ устанавливает только общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к такой закупке видами и категориями юридических лиц, перечисленными в ч. 2 ст. 1 этого Закона (далее - заказчики). Закон N 223-ФЗ не определяет непосредственно порядок закупки, а только требует от заказчиков разработать и утвердить положение о закупке, которое и регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров (ст. 2 Закона N 223-ФЗ, смотрите также письмо Минэкономразвития РФ от 02.09.2011 N Д28-317, раздел 8 разъяснений по вопросам применения Закона N 223-ФЗ, направленных письмом ФАС России от 24.12.2012 N ИА/44025/12). В частности, в соответствии со ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке. При этом закон не ограничивает заказчика в определении условий применения закупки у единственного контрагента, в том числе никак не ограничивает сумму закупки у единственного контрагента или каким-либо определенным конкурентным или неконкурентным способом по одной закупке или определенным периодом времени. Установленное п. 1 ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ право заказчика не размещать информацию о закупке в ЕИС, если ее сумма не превышает 100 тыс. руб. или, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд руб., - 500 тыс. руб., связано именно с суммой закупки, а не со способом ее осуществления, равно как и наоборот. Равным образом Закон N 223-ФЗ никак не ограничивает возможность изменения положения о закупке, указывая только, что положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение 15 дней со дня утверждения (ч. 1 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
Таким образом, заказчик вправе в любой момент внести изменения в ранее утвержденное положение о закупке, предусмотрев возможность заключения подобных соглашений (как соглашений о новации, так и, например, соглашений об отступном (ст. 415 ГК РФ)) с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем независимо от суммы закупки.
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Серков Аркадий
Логин-пароль придут на вашу почту в течение 5 минут
Логин-пароль придут на Вашу почту в течение 5 минут
Your login and password will be sent
to your email within 5 minutes
Если Вы ранее регистрировались в Клубе Мой ГАРАНТ,
Вам была отправлена ссылка для входа в Клуб.
Пользуйтесь для входа этой ссылкой.
Бесплатная ссылка для входа в Клуб Мой ГАРАНТ будет отправлена на указанную электронную почту в течение 5 минут
Мы направим Вам подробное персональное коммерческое предложение.
Сообщение успешно отправлено!
В форме содержатся ошибки!
Введите регистрационное имя. Пароль будет выслан на адрес электронной почты, указанный при регистрации
Ссылка для бесплатного просмотра Семинара придет
на указанную электронную почту
В Системе ГАРАНТ более 70 актуальных Семинаров,
которые можно смотреть прямо в Системе
Это и бесплатно для Вас, и гораздо удобнее
Заходите в Систему ГАРАНТ и смотрите
интересные Вам Семинары
Ссылку для бесплатного просмотра выбранного
семинара мы Вам обязательно отправим
на указанную электронную почту
Мы направим Вам пробный доступ к системе.
Благодарим Вас за обращение!
Будем рады нашему сотрудничеству
ПРАВОВЕСТ
Система ГАРАНТ
это займет не более 20 секунд
This will take no more than 20 seconds
Свидетельство будет выписано на указанные ФИО и придет на указанную электронную почту.
По Вашему желанию, наш менеджер проведёт онлайн презентацию
Системы ГАРАНТ, расскажет о ценах, рассчитает стоимость,
сделает выгодное предложение.
Оставьте Ваши контактные данные и Менеджер свяжется
с Вами в ближайшее время.
Или оставьте Ваши контактные данные и Менеджер свяжется
с Вами в ближайшее время.
Ответ придёт на указанную
почту в течение 5 минут
Ответ придёт на указанную
почту в течение 5 минут