Вход в систему ГАРАНТ ПРОБНЫЙ ДОСТУП КУПИТЬ систему ГАРАНТ

Могут ли главные администраторы доходов районного бюджета, главные распорядители бюджетных средств передать осуществление внутреннего финансового контроля финансовому органу муниципального района на основании соглашения?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Осуществление внутреннего финансового контроля принципиально не может быть передано главными администраторами доходов местного бюджета и главными распорядителями бюджетных средств финансовому органу муниципального образования в отрыве от самих бюджетных полномочий.

Обоснование позиции:

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ всякий экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. При этом порядок организации и осуществления организациями бюджетной сферы внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни устанавливается с учетом положений бюджетного законодательства о внутреннем финансовом контроле (ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ).

Внутренний финансовый контроль, как он определен подп. 1 п. 2 ст. 160.2-1 БК РФ, представляет собой внутренний процесс главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного распорядителя бюджетных средств (далее при совместном упоминании - главный администратор бюджетных средств), администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета, распорядителя и получателя бюджетных средств (далее при совместном упоминании - администратор бюджетных средств), осуществляемый в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий.

Методическое обеспечение осуществления внутреннего финансового контроля отнесено абзацем сороковым ст. 165 БК РФ к бюджетным полномочиям Минфина России.

В письме Минфина России от 17 декабря 2019 г. N 02-02-05/98728 разъясняется, что внутренний финансовый контроль более не признается отдельным бюджетным полномочием администратора (главного администратора) бюджетных средств: по существу, он является составной частью каждого иного бюджетного полномочия администратора (главного администратора) бюджетных средств. Основная задача внутреннего финансового контроля - наладить исполнение бюджетных процедур таким образом, чтобы не допускать ошибок и нарушений.

Иными словами, внутренний финансовый контроль осуществляется администратором (главным администратором) бюджетных средств всегда в ходе формирования им любого юридически значимого документа и (или) совершения операций (действий), направленных на выполнение бюджетного полномочия (смотрите письмо Минфина России от 11 октября 2019 г. N 02-02-05/78282).

Поскольку внутренний финансовый контроль осуществляется непосредственно при выполнении бюджетных процедур (например, при составлении и ведении бюджетной росписи или бюджетной сметы, при ведении бюджетного учета и т.д.), то есть непрерывно, его невозможно отделить от бюджетной процедуры и на постоянной основе передать какому-то другому лицу. По этой причине осуществление внутреннего финансового контроля принципиально не может быть передано администраторами (главными администраторами) бюджетных средств соответствующему финансовому органу в отрыве от самих бюджетных полномочий.

В заключение заметим, что единая правовая регламентация внутреннего финансового контроля в настоящее время отсутствует: каждый администратор (главный администратор) бюджетных средств самостоятельно определяет порядок осуществления внутреннего финансового контроля с учетом необходимости соблюдения требования к исполнению бюджетных полномочий (письмо Минфина России от 3 декабря 2019 г. N 02-02-05/93929).

К сведению:

Положения пп. 1-3 ст. 160.2-1 БК РФ также возлагают на администраторов (главных администраторов) бюджетных средств бюджетные полномочия по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита, который необходимо отличать от внутреннего финансового контроля.

Внутренний финансовый аудит осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, установленными Минфином России (п. 5 ст. 160.2-1, абзац сорок пятый ст. 165 БК РФ). На основании абзаца сорокового ст. 165 БК РФ Минфин России осуществляет нормативное и методическое обеспечение осуществления (анализа осуществления) внутреннего финансового аудита.

Согласно п. 4 ст. 160.2-1 БК РФ администратор бюджетных средств вправе передать полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита главному администратору бюджетных средств, в ведении которого он находится, или другому администратору бюджетных средств, находящемуся в ведении данного главного администратора бюджетных средств, в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита.

Между тем передача бюджетных полномочий главного администратора бюджетных средств по осуществлению внутреннего финансового аудита другому участнику бюджетного процесса действующим законодательством не предусмотрена (смотрите письмо Минфина России от 10 февраля 2020 г. N 02-02-05/8379).

Таким образом, бюджетные полномочия главных администраторов доходов местного бюджета и главных распорядителей средств местного бюджета по осуществлению внутреннего финансового аудита также не могут быть переданы финансовому органу муниципального образования.

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Получите доступ к полной
интернет-версии системы
ГАРАНТ

Логин-пароль придут на вашу почту в течение 5 минут