Сообщение успешно отправлено!
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Действующее бюджетное законодательство принципиально не препятствует тому, чтобы услуги, оказанные в 2023 году, были оплачены получателем бюджетных средств в 2024 году за счет лимитов бюджетных обязательств, доведенных на 2024 год. При этом важно не нарушить предельные сроки оплаты товаров, работ, услуг, установленные законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными применимыми нормативными правовыми актами и самим контрактом.
Обоснование позиции:
Как определяет абзац пятьдесят шестой ст. 6 БК РФ, лимит бюджетных обязательств - это объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде). Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря (абзац первый п. 3 ст. 242 БК РФ).
Орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, признаются получателями бюджетных средств (абзац сорок пятый ст. 6 БК РФ).
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 БК РФ). В соответствии с абзацем первым п. 5 ст. 161 БК РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено этим же Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
В силу п. 11 ст. 161 БК РФ установленные рассматриваемой статьей для казенных учреждений положения также распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.
Таким образом, средства соответствующего бюджета - это единственный источник финансового обеспечения, имеющийся в распоряжении получателя бюджетных средств. Хотя в условиях трехлетнего бюджета лимиты бюджетных обязательств доводятся сроком на три года (на соответствующий финансовый год и плановый период), фактически выплата из бюджета всегда может быть произведена только за счет лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года (то есть в 2023 году средства из бюджетов перечисляются не иначе как за счет лимитов бюджетных обязательств, доведенных на 2023 год, в 2024 году - лимитов бюджетных обязательств, доведенных на 2024 год, и т.д.).
Иначе говоря, до наступления 2024 года фактически израсходовать лимиты бюджетных обязательств, доведенные на 2024 год, не представляется возможным: "законтрактовать" эти лимиты (то есть принять под них обязательство), безусловно, можно, но фактически перечислить за счет них средства контрагенту получится только после наступления 2024 финансового года.
Важно понимать, что с точки зрения гражданского законодательства кредиторская задолженность по оплате товаров (работ, услуг), которая возникла у получателя бюджетных средств на законных основаниях, в любом случае должна быть погашена им самим или соответствующим главным распорядителем бюджетных средств в пределах сроков исковой давности (п. 7 ст. 161 БК РФ, часть первая ст. 309 ГК РФ). Разумеется, получатель бюджетных средств не освобождается от исполнения обязательств по заключенному им контракту только на том основании, что финансовый год завершился и прекратили свое действие соответствующие лимиты бюджетных обязательств.
По этой причине бюджетное законодательство не устанавливает временных ограничений по срокам принятия денежных обязательств, подлежащих оплате за счет лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 26 марта 2014 г. N 02-01-04/13195, письмо Казначейства России от 21 июня 2006 г. N 42-7.1-15/5.1-257). Это означает, что за счет лимитов бюджетных обязательств, доведенных на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период), могут быть исполнены денежные обязательства, возникшие в предыдущие годы, ведь другого источника финансового обеспечения у получателя бюджетных средств, как было показано, просто не имеется, а исполнять такие обязательства необходимо.
Остается заключить, что получатель бюджетных средств не лишен возможности направить на погашение задолженности по обязательствам прошлых лет часть объемов текущего финансирования в пределах утвержденных ему на текущий финансовый год лимитов бюджетных обязательств (смотрите, например, письмо Минфина России от 20 декабря 2000 г. N 03-01-12/18-494, постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21 мая 2019 г. N 21АП-3452/18). Проще говоря, бюджетное законодательство не требует, чтобы лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года непременно использовались лишь для оплаты товаров (работ, услуг), которые были поставлены (выполнены, оказаны) в течение этого же финансового года.
Сообразно изложенному не имеется принципиального запрета на то, чтобы оказанные в 2023 году услуги были оплачены получателем бюджетных средств в 2024 году за счет лимитов бюджетных обязательств, доведенных ему на 2024 год. Конечно, при этом важно не нарушить предельные сроки оплаты товаров, работ, услуг, установленные законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными применимыми нормативными правовыми актами и самим контрактом.
Наконец, отметим, что в ряде случаев, когда окончание поставки товара (выполнения работы, оказания услуги), в том числе в рамках отдельного этапа исполнения контракта, приходится на декабрь, получатель бюджетных средств может быть обязан предусмотреть в контракте условие об оплате поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) в очередном финансовом году в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год.
Так, на основании п. 20.1 Положения, утвержденного постановлением Правительства России от 9 декабря 2017 г. N 1496, по общему правилу получатели средств федерального бюджета предусматривают в заключаемых ими государственных контрактах, исполнение которых (исполнение отдельного этапа по которым) осуществляется в декабре текущего финансового года и (или) в декабре последующих финансовых годов, условие об оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, в том числе отдельного этапа исполнения контракта:
- в случае, если окончание поставки товара (выполнения работы, оказания услуги) согласно условиям государственного контракта приходится на дату с 1 по 20 декабря финансового года включительно, - в соответствующем финансовом году в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателя средств федерального бюджета на указанный финансовый год, и не позднее чем за один рабочий день до окончания этого финансового года либо в очередном финансовом году в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год;
- в случае, если окончание поставки товара (выполнения работы, оказания услуги) согласно условиям государственного контракта приходится на дату с 21 по 31 декабря финансового года включительно, - в очередном финансовом году в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Погашение казенным учреждением кредиторской задолженности по обязательствам прошлых лет (декабрь 2023 г.);
- Вопрос: На каком основании казенному учреждению оплатить в текущем году обязательства, образовавшиеся за прошлые годы? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2021 г.)
- Вопрос: На каком основании казенному учреждению разрешается оплачивать в текущем году кредиторскую задолженность, образовавшуюся за прошлые годы? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2020 г.)
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Лисицин Павел
Логин-пароль придут на вашу почту в течение 5 минут
Логин-пароль придут на Вашу почту в течение 5 минут
Мы направим Вам подробное персональное коммерческое предложение.
Сообщение успешно отправлено!
В форме содержатся ошибки!
Введите регистрационное имя. Пароль будет выслан на адрес электронной почты, указанный при регистрации
Ссылка для бесплатного просмотра Семинара придет
на указанную электронную почту
В Системе ГАРАНТ более 70 актуальных Семинаров,
которые можно смотреть прямо в Системе
Это и бесплатно для Вас, и гораздо удобнее
Заходите в Систему ГАРАНТ и смотрите
интересные Вам Семинары
Ссылку для бесплатного просмотра выбранного
семинара мы Вам обязательно отправим
на указанную электронную почту
Мы направим Вам пробный доступ к системе.
Благодарим Вас за обращение!
Будем рады нашему сотрудничеству
ПРАВОВЕСТ
Система ГАРАНТ
это займет не более 20 секунд
Свидетельство будет выписано на указанные ФИО и придет на указанную электронную почту.
По Вашему желанию, наш менеджер проведёт онлайн презентацию
Системы ГАРАНТ, расскажет о ценах, рассчитает стоимость,
сделает выгодное предложение.
Оставьте Ваши контактные данные и Менеджер свяжется
с Вами в ближайшее время.
Или оставьте Ваши контактные данные и Менеджер свяжется
с Вами в ближайшее время.
Ответ придёт на указанную
почту в течение 5 минут
Ответ придёт на указанную
почту в течение 5 минут