Вход в систему ГАРАНТ ПРОБНЫЙ ДОСТУП КУПИТЬ систему ГАРАНТ

Является ли размещение ссылки на Инстаграм на визитке организации нарушением действующего законодательства?

Решением Тверского районного суда г. Москвы от 21.03.2022 по делу N 02-2473/2022 удовлетворен иск первого заместителя Генерального прокурора РФ о запрете деятельности на территории РФ Транснациональной холдинговой компании Meta Platforms Inc. по основаниям осуществления ею экстремистской деятельности в части реализации социальных сетей Instagram и Facebook.

Данное решение вступило в законную силу c 20 июня 2022 года в связи с принятием апелляционного определения СК по гражданским делам Московского городского суда от 20.06.2022 по делу N 33-21933/2022, вынесенного по апелляционной жалобе представителей Meta Platforms Inc., которым указанное решение было оставлено без изменения (ст. 209, ч. 5 ст. 329 ГПК РФ).

Однако необходимо учитывать, что из резолютивной части решения суда следует, что в силу ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд по ходатайству истца обратил данное решение к немедленному исполнению, что фактически означает запрет осуществления деятельности Meta Platforms Inc. с даты оглашения резолютивной части.

В действующем законодательстве не содержится прямых запретов на использование на территории РФ гражданами и юридическими лицами социальных сетей и иных продуктов, которые принадлежат или созданы организацией, признанной экстремистской. При этом из буквального прочтения резолютивной части решения Тверского районного суда г. Москвы от 21.03.2022 по делу N 02-2473/2022 следует, что запрещенной на территории РФ является лишь та деятельность Meta, которая касается реализации продуктов - социальных сетей Facebook и Instagram.

В мотивировочной части данного решения суд также указывает на то, что суд признает деятельность компании Meta экстремистской в части размещения, распространения и непринятия мер по блокировке материалов, содержащих призывы к осуществлению насильственных действий экстремистского характера в отношении граждан Российской Федерации и изменения основ конституционного строя.

Отсюда можно сделать вывод, что само по себе сохранение аккаунтов граждан и юридических лиц в данных социальных сетях и их использование не в целях размещения и распространения материалов, носящих экстремистский характер, не является противозаконным и не может быть квалифицировано как участие в деятельности экстремистской организации.

Об этом суд прямо говорит в принятом им решении, подчеркивая, что принимаемые им меры судебной защиты не ограничивают действий по использованию программных продуктов компании Meta физических и юридических лиц, не принимающих участие в запрещенной законом деятельности.

Отметим, правда, что формально судебные акты не являются источником права в правовой системе Российской Федерации и, следовательно, не могут подменять собой правовые нормы, устанавливающие ответственность за совершение правонарушений.

В то же время необходимо учитывать также и то, что судебные акты обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (ст. 13 ГПК РФ). Кроме того, именно суд по смыслу положений Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Закон N 114-ФЗ) определяет, подпадает ли та или иная деятельность под признаки экстремистской.

Тем не менее следует помнить, что законодательством Российской Федерации установлена административная ответственность за пропаганду и демонстрирование атрибутики и символики экстремистской организации, производство и сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта и пропаганды такой символики (ст. 20.3 КоАП РФ), а также за распространение экстремистских материалов, их производство и хранение (ст. 20.29 КоАП).

В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона N 114-ФЗ под символикой экстремистской организации понимается символика, описание которой содержится в учредительных документах организации, в отношении которой судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

Под демонстрацией символики в судебной практике понимается ее публичное выставление, показ, ношение, вывешивание, изображение, воспроизведение на страницах печатных изданий или в фото-, кино- и видеоматериалах, тиражирование и другие действия, делающие ее восприятие доступным (смотрите, например, постановление Верховного Суда РФ от 11.12.2018 N 24-АД18-6).

В связи с изложенным мы полагаем, что размещение логотипа сети Instagram на визитных карточках с большой вероятностью может послужить основанием для привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ.

Что же касается размещения на визитке ссылки на аккаунт в сети Instagram без отображения ее логотипа, то здесь, по нашему мнению, следует принимать во внимание разъяснения Роскомнадзора от 14.12.2017, согласно которым наличие на интернет-сайте гиперссылки на материал (текст, видео-, аудио-, изображение и т.д.) с противоправным контентом расценивается Роскомнадзором как способ распространения данного контента в том случае, если такая гиперссылка является неотъемлемой частью контекста. Ведомство подчеркивает, что, размещая гиперссылку на какой-либо материал стороннего ресурса, лицо, осуществляющее это, знает о содержании материала, доступного по данной гиперссылке, поэтому размещение гиперссылки на материалы с противоправной информацией способствует ее распространению.

Данное разъяснение дано в отношении СМИ и только относительно размещения ссылок в сети Интернет, однако нельзя исключать, что оно может быть распространено также на юридических лиц и граждан и при указании ссылок на печатной продукции, включая визитки.

Особо обращаем внимание на то, что на сегодняшний день сами по себе страницы с индивидуальными или бизнес-аккаунтами в социальной сети Instagram и сам сайт такой социальной сети не признаны экстремистскими материалами и не внесены в соответствующий реестр Министерства юстиции РФ в порядке, предусмотренном ст. 13 Закона N 114-ФЗ. Следовательно, размещение ссылок на них, на наш взгляд, не может подпадать под правонарушение, предусмотренное ст. 20.29 КоАП РФ.

Однако нельзя исключить, что впоследствии такое признание произойдет, поэтому при сохранении на своих ресурсах и печатных материалах ссылок на аккаунты в Instagram рекомендуется отслеживать список экстремистских материалов, размещаемый на сайте Минюста РФ (https://minjust.gov.ru/ru/extremist-materials/) на предмет внесения в него отдельных страниц в этих сетях либо их сайтов целиком.

Более того, в письме Минпромторга РФ от 22.04.2022 N ЕВ-36924/15 содержится рекомендация лицам, ведущим интернет-торговлю, при продаже товаров через сеть "Интернет" не размещать ссылки на аккаунты производителя или продавца продукции в соответствующей социальной сети, а уже размещенные ссылки - удалить со страниц продаваемой продукции.

В заключение отметим, что какой-либо правоприменительной практики по вопросу привлечения к административной ответственности за размещение на печатных материалах (включая визитки) организации ссылок на аккаунты в сетях Instagram или Facebook нам обнаружить не удалось.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, кандидат юридических наук Широков Сергей

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Получите доступ к полной
интернет-версии системы
ГАРАНТ бесплатно на 7 дней

Логин-пароль придут на вашу почту в течение 5 минут