Вход в систему ГАРАНТ

Как правильно оформить мотивированный отказ от приемки в ЕИС по Закону N 44-ФЗ? Какие документы необходимо приложить, если поставщик поставил некачественный товар (заказчик провел экспертизу)?

В соответствии с ч. 3 ст. 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами, или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с данным законом.

Частью 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ установлен порядок подписания документа о приемке исполненного по контракту, заключенному по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур (за исключением закрытых электронных процедур, проводимых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, в области государственной охраны, государственного управления в области обеспечения безопасности Российской Федерации, в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, в случае, предусмотренном п. 5 ч. 11 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).

Как следует из требований п. 4, п. 5, п. 6 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, заказчик после осуществления приемки товаров, работ, услуг подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке либо оформляет мотивированный отказ от подписания документа о приемке (далее - мотивированный отказ). Документ о приемке, мотивированный отказ не позднее одного часа с момента размещения в ЕИС направляются автоматически с использованием единой информационной системы поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) документа о приемке, мотивированного отказа о приемке считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом таких документа о приемке, мотивированного отказа в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).

При этом, согласно ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги заказчик, приемочная комиссия должны учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.

Порядок оформления мотивированного отказа от подписания документа о приемке, равно как и требования к документам, подтверждающим факт неисполнения / ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, Законом N 44-ФЗ не предусмотрены.

Напомним, поскольку заказчик при формировании проекта контракта самостоятельно определяет порядок и сроки осуществления приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также порядок и сроки оформления результатов такой приемки (п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ), он вправе установить такой порядок и сроки, исходя из специфики конкретной закупки и своих потребностей. Соответственно, при оформлении мотивированного отказа от подписания документа о приемке необходимо ориентироваться, прежде всего, на соответствующие условия контракта.

Как следует из положений ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, причины отказа от приемки товара должны быть указаны именно в мотивированном отказе, который подписывается заказчиком (членами приемочной комиссии и заказчиком в случае создания приемочной комиссии). Требований об оформлении каких-либо иных документов, в которых фиксируется факт ненадлежащего исполнения обязательств, Закон N 44-ФЗ не содержит. Поэтому, на наш взгляд, причины отказа от приемки некачественного товара могут быть указаны только в мотивированном отказе от подписания документа о приемке. Необходимость оформления иных документов может быть предусмотрена контрактом.

Как показывает практика, факт поставки некачественного товара может быть зафиксирован путем составления акта приемки товара по качеству, акта экспертного исследования (иного документа), который в соответствии с условиями контракта может быть оформлен заказчиком, или к проверке качества товара может привлекаться экспертная организация, в таком случае факт поставки некачественного товара подтверждается экспертным заключением (смотрите, например, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2023 г. N 05АП-3490/23 по делу N А51-19889/2021, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 декабря 2022 г. N 09АП-81319/22 по делу N А40-98123/2022, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 17 января 2024 г. N 054/06/104-111/2024, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 18 ноября 2022 г. N РНП-63-429, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 18 ноября 2022 г. N РНП-63-429).

Также при оформлении мотивированного отказа необходимо учитывать и требования гражданского законодательства, поскольку, в частности, на нем основывается законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ). К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (п. 5 ст. 454, п. 2 ст. 525 ГК РФ), положения, предусмотренные параграфом 1 главы 30 "Купля-продажа" ГК РФ, если иное не предусмотрено правилами Гражданского кодекса РФ. Кроме того, к такому договору поставки применяются общие положения Гражданского кодекса РФ об обязательствах и о договоре (подразделы 1 и 2 раздела III части первой ГК РФ).

Так, согласно ст. 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. Если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору предъявить продавцу требования, предусмотренные в ст. 475 ГК РФ. В соответствии с пунктом 2 указанной статьи в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;

- потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

Согласно п. 7 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ в случае получения в соответствии с п. 6 данной части мотивированного отказа от подписания документа о приемке поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном данной частью.

В связи с этим в мотивированный отказ, помимо указания причин отказа от приемки товара, целесообразно включить требование о необходимости замены товара ненадлежащего качества и установить срок для такой замены.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Верхова Надежда

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Получите доступ к полной
интернет-версии системы
ГАРАНТ бесплатно на 3 дня

Логин-пароль придут на вашу почту в течение 5 минут