Сообщение успешно отправлено!
1. Положениями ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, что влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей. Последующее управление таким транспортным средством вновь образует состав ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ.
Согласно п. 4.3 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, эксплуатация ТС запрещена, если светопропускание ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, составляет менее 70%, а для ТС, оснащенных броневой защитой, менее 60%.
Аналогичная норма содержится в п. 4.3. Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств".
По сложившейся практике при привлечении к административной ответственности по ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ работники полиции в письменной форме выдают под подпись правонарушителю требование о прекращении противоправных действий, а именно об удалении с передних боковых стекол и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, прозрачные цветные пленки (тонировку), что обусловлено предписаниями Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее по тексту - Закон о полиции).
Так, на полицию возлагается обязанность в том числе по обеспечению безопасности дорожного движения (п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона о полиции), по пресечению противоправных деяний, устранению угрозы безопасности граждан и общественной безопасности (п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции), по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения (п. 19 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции); полиция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий (п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции), останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения (п. 20 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции); законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами (ч. 3 ст. 30 Закона о полиции), невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством РФ (ч. 4 ст. 30 Закона о полиции).
Часть 1 ст. 19.3 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей.
Объектом указанного правонарушения признаются установленный порядок управления, общественные отношения, обеспечивающие защиту авторитета органов власти. Объективная сторона данного состава состоит в невыполнении законного требования сотрудника полиции. Субъективная сторона правонарушения характеризуется прямым умыслом. Виновный должен осознавать, что предъявленное ему требование исходит именно от сотрудника полиции, исполняющего свои служебные обязанности.
Следовательно, если в установленный сотрудником полиции срок светопропускная способность стекол автомобиля не будет приведена в соответствие с техническими требованиями, то правонарушитель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ (смотрите: постановление Верховного суда РФ от 14.09.2023 по делу N 48-АД23-39-К7, постановление Ракитянского районного суда Белгородской области от 20.11.2023 по делу N 5-30/2023, постановление Тагилстроевского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 11.08.2023 по делу N 5-143/2023, постановление Ракитянского районного суда Белгородской области от 12.05.2023 по делу N 5-12/2023).
Если же требование о прекращении противоправных действий (в части устранения нарушений светопропускания стекол) в случае привлечения лица к административной ответственности по ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ ему не предъявлялось, то основания для привлечения его к ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ отсутствуют (смотрите: постановление Угличского районного суда Ярославской области от 09.08.2022 по делу N 5-488/2022, постановление Сосногорского городского суда Республики Коми от 08.08.2022 по делу N 5-633/2022).
2. Отметим, что до 31.12.2021 сотрудниками полиции использовалась форма требования о прекращения противоправных действий, утвержденная приказом МВД России от 30.03.2015 N 380 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог".
Приказом МВД России от 13.12.2021 N 1024 приказ МВД России от 30.03.2015 N 380 был отменен в связи с принятием постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1101 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В настоящее время новая форма требования не утверждена. Однако, на наш взгляд, это не означает, что сотрудники полиции не могут требовать прекращения противоправных действий, поскольку данное полномочие предоставлено им Законом о полиции. В частности, в п. 1 ч. 3 ст. 28 Закона о полиции прямо предписано, что сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток при выполнении обязанностей, указанных в ч. 2 ст. 27 Закона о полиции, имеет право требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий.
Кроме того, Проектом Федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (подготовлен МВД России 26.05.2023 г.) предлагается внести изменения, позволяющие в рамках принятия решений по результатам контрольных (надзорных) мероприятий в области безопасности дорожного движения выдавать требования о прекращении противоправных действий.
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Михайлов Алексей
Логин-пароль придут на вашу почту в течение 5 минут
Логин-пароль придут на Вашу почту в течение 5 минут
Мы направим Вам подробное персональное коммерческое предложение.
Сообщение успешно отправлено!
В форме содержатся ошибки!
Введите регистрационное имя. Пароль будет выслан на адрес электронной почты, указанный при регистрации
Ссылка для бесплатного просмотра Семинара придет
на указанную электронную почту
В Системе ГАРАНТ более 70 актуальных Семинаров,
которые можно смотреть прямо в Системе
Это и бесплатно для Вас, и гораздо удобнее
Заходите в Систему ГАРАНТ и смотрите
интересные Вам Семинары
Ссылку для бесплатного просмотра выбранного
семинара мы Вам обязательно отправим
на указанную электронную почту
Мы направим Вам пробный доступ к системе.
Благодарим Вас за обращение!
Будем рады нашему сотрудничеству
ПРАВОВЕСТ
Система ГАРАНТ
это займет не более 20 секунд
Свидетельство будет выписано на указанные ФИО и придет на указанную электронную почту.
По Вашему желанию, наш менеджер проведёт презентацию
Системы ГАРАНТ, расскажет о ценах, рассчитает стоимость,
сделает выгодное предложение.
Оставьте Ваши контактные данные и Менеджер свяжется
с Вами в ближайшее время.