Вход в систему ГАРАНТ ПРОБНЫЙ ДОСТУП КУПИТЬ систему ГАРАНТ

В 2023 году постановлением администрации муниципального образования (сельсовета) был утвержден порядок сообщения руководителями муниципальных учреждений (предприятий) о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. В данном порядке указано, что руководитель должен подавать уведомление на имя главы сельсовета при возникновении конфликта интересов (руководитель, не позднее рабочего дня, следующего за днем, когда ему стало известно о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, направляет уведомление на имя лица, являющего его работодателем). Далее проходит заседание комиссии, на котором принимается решение о том, есть конфликт интересов или нет.

Администрация сельсовета получила запрос прокуратуры о том, были ли направлены в период с 2023 года по настоящее время такие уведомления. Администрация сельсовета ответила на запрос, что таких случаев не было. Следующее, что получила администрация сельсовета от прокуратуры, это представление, в котором говорилось, что в подведомственном учреждении культуры руководитель учреждения и художественный руководитель являются близкими родственниками - супругами и усматривается конфликт интересов. Однако руководитель учреждения культуры не уведомил об этом работодателя (руководитель принят на должность в 2017 году, а затем принят художественный руководитель в 2019 году).

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Трудовая деятельность близких родственников в муниципальном учреждении сама по себе, на наш взгляд, конфликтом интересов не является (если антикоррупционной политикой такого учреждения такая ситуация не отнесена к понятию конфликта интересов).

Если руководитель муниципального учреждения не совершал в отношении работающего в этом же учреждении супруга те или иные действия, приводящие к конфликту интересов заинтересованных лиц (повышал ему одному заработную плату, выплачивал одному ему премии и пр.), о возникновении конфликта интересов говорить не приходится.

Обоснование вывода:

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ) под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

При этом под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в ч. 1 ст. 10 Закона N 273-ФЗ, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 этой статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Согласно п. 4.1 Методических рекомендаций по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов (подготовленных Министерством труда и социальной защиты РФ, 31.07.2018) для подтверждения того, что конкретная ситуация является конфликтом интересов, необходимо установить одновременное наличие следующих обстоятельств:

1) наличие личной заинтересованности (личной заинтересованностью является возможность получения дохода или выгоды должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, к которым относятся, в частности, его близкие родственники, в том числе супруга);

2) фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности;

3) наличие связи между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий.

В ч. 3 ст. 10 Закона N 273-ФЗ перечислены категории лиц, на которых возлагается обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Руководители муниципальных учреждений в данной норме прямо не поименованы, однако согласно п. 4 ч. 3 ст. 10 Закона N 273-ФЗ обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Так, согласно ст. 27 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) для целей Закона N 7-ФЗ лицами, заинтересованными в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе сделок, с другими организациями или гражданами, признаются руководитель (заместитель руководителя) некоммерческой организации, а также лицо, входящее в состав органов управления некоммерческой организацией или органов надзора за ее деятельностью, если указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций либо состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях или являются кредиторами этих граждан. При этом указанные организации или граждане являются поставщиками товаров (услуг) для некоммерческой организации, крупными потребителями товаров (услуг), производимых некоммерческой организацией, владеют имуществом, которое полностью или частично образовано некоммерческой организацией, или могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом некоммерческой организации. Заинтересованность в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе в совершении сделок, влечет за собой конфликт интересов заинтересованных лиц и некоммерческой организации. Заинтересованные лица обязаны соблюдать интересы некоммерческой организации, прежде всего в отношении целей ее деятельности, и не должны использовать возможности некоммерческой организации или допускать их использование в иных целях, помимо предусмотренных учредительными документами некоммерческой организации.

Нормы Закона N 7-ФЗ не ставят наличие конфликта интересов (заинтересованности) в некоммерческой организации в зависимость от наличия родственных связей. Таким образом, при работе в некоммерческой организации законодателем не запрещено иметь в подчинении родственников, в том числе близких.

Отметим, что на основании ч. 1 ст. 13.3 Закона N 273-ФЗ организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. В соответствии с ч. 2 ст. 13.3 указанного Закона меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие Кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Условиями антикоррупционной политики муниципального учреждения может быть установлен запрет на совместную работу близких родственников, а также установлено, что такая ситуация подпадает под понятие конфликта интересов. В отсутствие такого запрета совместная трудовая деятельность близких родственников сама по себе, на наш взгляд, конфликтом интересов не является.

Также о конфликте интересов следует говорить, если руководитель некоммерческой организации состоит в близких родственных отношениях с гражданином, в отношении которого организация совершает те или иные действия (например, повышает заработную плату) (решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.10.2016 по делу N 2а-3153/2016). Поэтому если руководитель муниципального учреждения не совершал в отношении работающего в учреждении лица, состоящего в близких родственных отношениях, те или иные действия, приводящие к конфликту интересов заинтересованных лиц (повышал ему одному заработную плату, выплачивал одному ему премии и пр.), возникновение конфликта интересов представляется маловероятным.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Мазухина Анна

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Получите доступ к полной
интернет-версии системы
ГАРАНТ

Логин-пароль придут на вашу почту в течение 5 минут