Сообщение успешно отправлено!
К сожалению, предоставить однозначный ответ на поставленные вопросы затруднительно, поскольку официальные разъяснения отсутствуют. Вместе с тем сообщаем следующее.
Исходя из буквального толкования ст. 62 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) технические комиссии для расследования случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности создаются на следующих уровнях:
- на федеральном уровне, в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 20 ноября 2006 г. N 702 "Об утверждении Правил установления федеральными органами исполнительной власти причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности", в отношении объектов, определенных в ч. 5.1 ст. 6 ГрК РФ;
- на региональном уровне - в отношении объектов, указанных в ч. 3 ст. 62 ГрК РФ;
- на муниципальном уровне - в отношении всех иных объектов.
В соответствии с п. 1, 2 Правил установления федеральными органами исполнительной власти причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.11.2006 N 702 (далее - Правила), данные правила определяют порядок установления федеральными органами исполнительной власти причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности при создании объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, иных особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, объектов обороны и безопасности: "Настоящие Правила применяются в случаях, когда отношения, связанные с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территорий, архитектурно-строительном проектировании (включая инженерные изыскания), строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства, не урегулированы законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений и законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также техническими регламентами".
Пунктом 3 Порядка образования и работы технических комиссий, создаваемых с целью установления причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности, утвержденного приказом Ростехнадзора от 28.11.2016 N 507 (далее - Порядок N 507), определено аналогичное требование: такой порядок не распространяется на случаи, если рассматриваемые отношения урегулированы иным законодательством.
Согласно п. 1 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, утвержденного приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 N 503 (далее - Порядок N 503), данный порядок устанавливает требования к проведению технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах, аварий гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), инцидентов, произошедших на опасных производственных объектах, и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения.
Таким образом, для части объектов, указанных в ч. 5.1 ст. 6 ГрК РФ, полагаем, будет действовать Порядок N 503. В отношении иных объектов, по нашему мнению, будут применяться нормы постановления Правительства РФ от 20.11.2006 N 702, Порядка N 507, если они не зафиксированы в иных исключениях, определённых в п. 1 и п. 3 названных нормативных актов соответственно.
Учитывая изложенное, создание одновременно двух комиссий под руководством Ростехнадзора при расследовании причин аварий на опасных производственных объектах, гидротехнических сооружениях не требуется.
Да и в целом комиссии, создаваемые в рамках Порядка N 507 и Порядка N 503, могут формироваться с похожим составом (п. 12 и п. 9). В обоих случаях в состав комиссии могут быть включены в качестве членов комиссии иные организации (должностные лица), прямо не предусмотренные соответствующим нормативным актом. Запрет на формирование технической комиссии таким образом, чтобы в ее полномочие входили сразу два направления деятельности, законом не установлен. Следовательно, полагаем, что формирование Ростехнадзором сразу двух комиссий для расследования причин одной аварии было бы несколько нелогично и нецелесообразно даже в отсутствие конкретизирующих норм постановления Правительства РФ от 20.11.2006 N 702, Порядка N 507.
Исходя из п. 7, 15, 17, 22 Порядка N 503, при расследовании устанавливаются причины аварии. Данные причины могут быть связаны не только с нарушением норм промышленной безопасности, но и с нарушением иных норм действующего законодательства, в т.ч. градостроительного. Круг причин, которые подлежат установлению при проведении расследований в рамках Порядка N 503, законом не определен. Следовательно, считаем, что в ходе такого расследования могут быть выявлены факты нарушений законодательства о градостроительной деятельности.
К сожалению, какая-либо правоприменительная практика по данному вопросу не обнаружена. Данная позиция является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением иных специалистов.
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Ермакова Елена
Логин-пароль придут на вашу почту в течение 5 минут
Логин-пароль придут на Вашу почту в течение 5 минут
Мы направим Вам подробное персональное коммерческое предложение.
Сообщение успешно отправлено!
В форме содержатся ошибки!
Введите регистрационное имя. Пароль будет выслан на адрес электронной почты, указанный при регистрации