Вход в систему ГАРАНТ ПРОБНЫЙ ДОСТУП КУПИТЬ систему ГАРАНТ

Водитель автомобиля МАЗ с прицепом нарушил п. 9.10 ПДД. Было вынесено постановление по ст. 12.15 КоАП РФ.

Водитель производил маневр налево на полосе с однополосным движением. Автобус пытался протиснуться справа и был задет прицепом (царапина длинная, в движении).

Водитель считает себя невиновным, планирует обжаловать решение.

Какие нормы закона обязывают движущееся сзади транспортное средство подождать завершения маневра?

Пунктом 4 статьи 22 ФЗ "О безопасности дорожного движения" закреплено, что единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - ПДД).

В соответствии с пунктом 1.3 ПДД участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

Согласно п. 1.5 ПДД участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

В силу п. 8.1 ПДД при выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

В соответствии с п. 9.10 ПДД водитель обязан соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

Нормы ПДД не содержат положений, прямо предписывающих водителям автомобилей дожидаться завершения маневра впереди едущего транспортного средства, если обстоятельства не препятствуют безопасному продолжению движения в рамках своей полосы. Если же водитель транспортного средства оценивает обстановку таким образом, что имеется риск столкновения с впереди едущим транспортным средством либо необходимый боковой интервал не обеспечивает безопасность движения (другими словами, если водитель понимает, что он не сможет безопасно протиснуться справа по своей полосе движения), в силу п. 9.10 ПДД он обязан соблюсти дистанцию и боковой интервал, которые позволят избежать контакта транспортных средств. Кроме того, согласно п. 10.1 ПДД при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Согласно п. 8.7 ПДД если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.

В описанной ситуации водитель МАЗа убедился в безопасности движения (слева и справа никто не обгонял и не опережал соответственно) и стал совершать маневр.

Водитель автобуса не мог не осознавать, что необходимый боковой интервал с МАЗом не будет соблюден, однако не снизил скорость в соответствии с п. 10.1 ПДД, а совершил объезд его справа, создавая таким маневром опасность для движения других участников движения. В связи с этим, по нашему мнению, водителем автобуса допущено нарушение пп. 1.5, 8.1, 9.10, 10.1 ПДД в части несоблюдения безопасной дистанции и необходимого бокового интервала до движущегося впереди транспортного средства, продолжении движения после обнаружения им опасности для движения.

Отметим, что изложенный вывод является нашим экспертным мнением, основанным на описании ситуации. Окончательное решение может быть принято только судом с учетом конкретных обстоятельств и предоставленных доказательств.

Также отметим, что судебная практика по аналогичным ситуациям, которую нам удалось найти, разнообразна. Некоторые суды исходят из позиции виновности водителя, который пытается объехать совершающее маневр налево транспортное средство с правой стороны.

В некоторых случаях суды признают обоюдную вину водителей.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Бахтин Артем

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Получите доступ к полной
интернет-версии системы
ГАРАНТ бесплатно на 3 дня

Логин-пароль придут на вашу почту в течение 5 минут