Вход в систему ГАРАНТ ПРОБНЫЙ ДОСТУП КУПИТЬ систему ГАРАНТ

Между физическими лицами был заключен агентский договор, согласно которому, в частности, агент для принципала осуществляет приобретение товаров в продовольственных магазинах.

В случае нарушения прав потребителей, например продажи просроченного товара, чьи права в рамках Закона о защите прав потребителей будут нарушены: принципала или агента? Кто вправе предъявить претензию к магазину, если оплата товара происходила с личной банковской карты, принадлежащей агенту?

Прежде всего отметим, что по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (п. 1 ст. 1005 ГК РФ).

Агентский договор, именуемый на практике также агентским соглашением, относится к числу договоров, направленных на предоставление посреднических услуг.

Как следует из ст. 1005 ГК РФ, предметом агентского договора является совершение агентом по поручению принципала юридических и фактических действий либо по модели договора поручения (агент действует от имени принципала), либо по модели договора комиссии (агент действует от своего имени). При этом агент всегда осуществляет свою деятельность за счет принципала независимо от того, от чьего имени (агента или принципала) совершаются сделки.

Согласно преамбуле закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" он регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Под потребителем в законе понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В связи с этим мы полагаем, что в случае, если агент в описанной ситуации действует в рамках собственной предпринимательской деятельности (например, в качестве ИП, самозанятого или представителя юридического лица - агента), осуществляет деятельность по приобретению товаров в магазинах в рамках заключенных агентских договоров, он не может считаться потребителем в контексте закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей". Вместе с этим поскольку агент приобретает товар от своего имени (независимо о того, каким образом осуществляется оплата товара), он является покупателем и может самостоятельно предъявлять претензии по качеству товара в рамках общих положений ГК РФ (ст. 475 ГК РФ). По нашему мнению, потребителем (в понимании законодательства о защите прав потребителей) в указанном случае будет являться физическое лицо (принципал), заключившее с агентом агентский договор о приобретении товара для личных, семейных, домашних и иных нужд.

Если же агент приобретает товар не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности (например, на основании разового агентского договора), то он может считаться потребителем, поскольку, во-первых, он приобретает товар от своего имени (тот факт, что оплата товара осуществлялась при помощи банковской карты третьего лица), а, во-вторых, такое приобретение товара, как мы считаем, подпадает под определение "иные нужды, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности", указанное в определении термина потребитель, которое приводилось выше. Следовательно, как агент, так и принципал, для которого товар был приобретен, могут обратиться к продавцу с претензией по качеству в рамках закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей".

Отметим, что данный вывод является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов. В случае спора окончательное решение может быть принято только судом с учетом конкретных обстоятельств дела.

К сведению:

Действующее законодательство закрепляет возможность осуществления безналичных расчетов по банковским счетам с использованием электронных средств платежа, в том числе платежных карт (п. 1 ст. 845, п. 3 ст. 846 ГК РФ, п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"). При этом идентификация лица как законного владельца платежной карты, осуществляющего с ее помощью в рамках конкретной сделки оплату товаров (работ, услуг), не является необходимым элементом такой оплаты. Также на законодательном уровне не установлено право продавца или кассира брать карту покупателей в руки и изучать информацию на карте. На практике покупатели самостоятельно прикладывают банковские карты к терминалу оплаты.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Бахтин Артем

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Получите доступ к полной
интернет-версии системы
ГАРАНТ бесплатно на 3 дня

Логин-пароль придут на вашу почту в течение 5 минут