Вход в систему ГАРАНТ ПРОБНЫЙ ДОСТУП КУПИТЬ систему ГАРАНТ

Физическое лицо в феврале 2023 года через госуслуги подало заявление о выплате ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка (далее по тексту - Пособие). Органы СФР рассмотрели заявление, и пособие было начислено и выплачено в период с февраля 2023 года по январь 2024 года.

В октябре 2024 года заявитель получил уведомление от органа СФР о том, что пособие назначено и выплачено необоснованно с нарушением положений подп. "з" п. 31 Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.12.2022 N 2330 (наличие двух и более помещений с назначением "жилое", суммарная площадь которых больше произведения 24 кв. м в расчете на одного человека и количества членов семьи), и предложением вернуть необоснованно полученную сумму пособия в СФР.

Правомерно ли требование СФР, так как заявитель не скрывал ни доходов, ни имеющейся недвижимости, решение о назначении и выплате пособия было принято СФР на основании всех имеющихся данных? Каковы правовые последствия для заявителя в случае отказа от добровольного возврата пособия?

Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", утверждены постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2022 г. N 2330 "О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка" (далее - Правила).

Согласно подп. "з" п. 31 Правил основанием для отказа в назначении ежемесячного пособия являются, в частности, наличие в собственности у заявителя и (или) членов его семьи, (за исключением объектов недвижимого имущества (их частей), находящихся в собственности у детей, находящихся под опекой (попечительством), долей в праве общей долевой собственности на объект недвижимого имущества, совокупность которых на всех членов семьи составляет менее одной трети или равна одной трети его общей площади, объектов недвижимого имущества (их частей), которые находятся под арестом и (или) в отношении которых установлен запрет на регистрационные действия) в т.ч. два и более помещений с назначением "жилое", суммарная площадь которых больше произведения 24 кв. метров в расчете на одного человека и количества членов семьи.

Правила содержат Перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка" и Форму заявления о назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка.

В феврале 2023 года заявитель подал заявление о назначении ежемесячного пособия с использованием единого портала госуслуг, ежемесячное пособие было назначено на срок с 01 февраля 2023 года по 31 января 2024 года, за весь период пособие было получено. В октябре 2024 года СФР высылает получателю уведомление о том, что Пособие назначено и выплачено необоснованно с нарушением положений подп."з" п. 31 Правил, и просит вернуть переплату за весь период получения пособия.

В соответствии с п. 26 Правил в случае, если заявление о назначении ежемесячного пособия подано с использованием единого портала или регионального портала государственных и муниципальных услуг, заявитель в течение десяти рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении ежемесячного пособия органом, осуществляющим назначение и выплату ежемесячного пособия (за исключением случая, предусмотренного пунктом 65 настоящих Правил), представляет документы (сведения) в соответствии с перечнем (в зависимости от сложившейся конкретной жизненной ситуации).

При этом следует отметить, что в соответствии с п. 23 Правил документы (копии документов, сведения), необходимые для назначения и выплаты ежемесячного пособия, перечень которых утвержден постановлением Правительства N 2330 (далее соответственно - документы (сведения), перечень), запрашиваются органом, осуществляющим назначение и выплату ежемесячного пособия, в рамках межведомственного электронного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся, и (или) представляются заявителем в соответствии с перечнем (в зависимости от сложившейся конкретной жизненной ситуации). Срок подготовки и направления ответа на межведомственный электронный запрос не может превышать пяти рабочих дней со дня поступления межведомственного электронного запроса в орган и (или) организацию.

А в соответствии с п. 25 Правил орган, осуществляющий назначение и выплату ежемесячного пособия, вправе проверять достоверность представленных заявителем документов, а также указанных в заявлении о назначении ежемесячного пособия сведений. В этих целях орган, осуществляющий назначение и выплату ежемесячного пособия, вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимые документы (сведения) от органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

Таким образом, вышеуказанные нормы не обязывают заявителя представлять документы для назначения пособия, а лишь предоставляют такую возможность. В свою очередь, орган, назначающий пособие, вправе проверять достоверность представленных заявителем документов, а также проверять сведения, указанные в заявлении. При этом Правила четко указывают на возможность органом, осуществляющим назначение и выплату ежемесячного пособия, в рамках межведомственного электронного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых находятся документы (сведения), запроса необходимых для назначения пособия документов (сведений).

Сведения о наличии имущества у заявителя и членов его семьи поименованы в Перечне документов, необходимых для назначения пособия (п. 26 Перечня), а в графе "Источник документов (копий документов, сведений) / способ получения" указан Росреестр посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Учитывая изложенное, по нашему мнению, оснований для возврата суммы переплаченного единого пособия в рассматриваемой ситуации нет.

В случае, если СФР обратиться в суд с иском о возврате излишне выплаченных сумм пособия, на наш взгляд, обстоятельства, указанные в вопросе, сами по себе не могут служить достаточными для взыскания выплаченной суммы пособия.

Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п. 3 ст. 1109 ГК РФ).

По смыслу положений п. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности, заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Таким образом, с учетом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права с гражданина, которому выплачены излишние денежные средства, не может быть произведено взыскание указанных денежных средств без установления факта недобросовестности (противоправности) в действиях такого гражданина либо счетной ошибки (смотрите решение Дербентского городского суда Республики Дагестан от 21 августа 2023 г. по делу N 2-2000/2023).

Однако окончательное решение по делу может быть вынесено только судом с учетом всех имеющихся обстоятельств по делу, а также доказательств, предоставленных сторонами.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Дроздова Анжелика

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Получите доступ к полной
интернет-версии системы
ГАРАНТ бесплатно на 7 дней

Логин-пароль придут на вашу почту в течение 5 минут