Сообщение успешно отправлено!
Согласно ст. 3 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ) погребение - обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 7 Закона N 8-ФЗ на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с Законом N 8-ФЗ.
Как следует из п. 1 ст. 5 Закона N 8-ФЗ волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти (далее - волеизъявление умершего) - пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме:
- о согласии или несогласии быть подвергнутым патологоанатомическому вскрытию;
- о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела;
- быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими;
- быть подвергнутым кремации;
- о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу.
В силу прямого указания п. 3 ст. 5 Закона N 8-ФЗ действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно или иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся и в п. 2 ст. 4 закона Краснодарского края от 4 февраля 2004 г. N 666-КЗ "О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае" (далее - Закон N 666-ФЗ).
Исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего. В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела (ст. 6 Закона N 8-ФЗ).
При этом в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона N 8-ФЗ исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.
Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что воля умершего может быть изложена в письменном извещении родных, его законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность его погребения. При этом свидетели устного волеизъявления умершего должны письменно подтвердить его волю представителю специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Согласно п. 4.8 Рекомендаций о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2002 (рекомендованы протоколом НТС Госстроя РФ от 25 декабря 2001 г. N 01-НС-22/1) в случае, когда волеизъявление излагают лица, указанные в п. 3 ст. 5 Закона N 8-ФЗ, приоритет между ними устанавливается в следующей последовательности:
- оставшийся в живых супруг, дети;
- родители (если они сохраняют родительские права), усыновленные;
- усыновители, родные братья и сестры (по взаимному уговору);
- внуки (по взаимному уговору), дедушка и бабушка;
- иные родственники или законный представитель умершего, лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение.
Иными словами, волеизъявление умершего лица, изложенное оставшимся в живых супругом, имеет приоритет над подобным заявлением, изложенным родителями умершего.
Однако, как следует из п. 4.9 Рекомендаций, при наличии свидетельского извещения о волеизъявлении оно обладает приоритетом по отношению к волеизъявлению родственников. В случае существенного расхождения показаний о волеизъявлении в извещениях свидетелей и родственников умершего или иных его представителей специализированная служба по вопросам похоронного дела вправе обратиться в орган местного самоуправления, а по его указанию - в суд для скорейшего разрешения возникшего противоречия. Рассмотрение дела и выдача ответа должны быть проведены не более чем за двое суток с момента обращения в специализированную службу.
Иными словами, при решении спорного вопроса о месте погребении умершего специализированная служба вправе обратиться в орган местного самоуправления и затем в суд. Соответственно, в конечном итоге спор подлежит рассмотрению в суде.
Однако в рассматриваемой ситуации погребение умершего уже состоялось, и спор между супругом и родителями умершего возник по поводу перезахоронения его останков.
Отметим, что ни Закон N 8-ФЗ, ни Рекомендации не содержат положений, регламентирующих порядок перезахоронения останков умершего.
Однако согласно п. 6 ст. 15.1 Закона N 666-КЗ перезахоронение останков умерших возможно по решению уполномоченных исполнительных органов в сфере погребения и похоронного дела на основании заключения органов, уполномоченных осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор), об отсутствии особо опасных инфекционных заболеваний.
В соответствии с п. 2 ст. 25 Закона N 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Обращаем внимание, что в силу п. 1 ст. 13.1 Закона N 666-КЗ уполномоченными исполнительными органами в сфере погребения и похоронного дела могут быть структурные подразделения или ответственные лица исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления в Краснодарском крае, наделенные полномочиями в сфере погребения и похоронного дела.
К сожалению, ни федеральное, ни региональное законодательство не содержат положений, регламентирующих порядок действий уполномоченных исполнительных органов в сфере погребения и похоронного дела в случае, когда между супругом умершего и его родителями (другими близкими родственниками) имеются споры по вопросу перезахоронения останков умершего.
С учетом вышеприведенных правовых норм полагаем, что в данной ситуации у родителей умершего должны быть достоверные данные о волеизъявлении умершего. Однако их следовало предъявить специализированной службе по вопросам погребения непосредственного до самого погребения, в том числе путем свидетельского волеизъявления. В отсутствие такого свидетельского волеизъявления приоритет имело волеизъявление, изложенное супругой умершего.
Полагаем, что при указанных условиях и наличии спора орган местного самоуправления, как исполнительный орган в сфере погребения и похоронного дела, не вправе выдать разрешение на перезахоронение. По нашему мнению, данный спор между супругом и родителями умершего подлежит рассмотрению в судебном порядке по аналогии с п. 4.9 Рекомендаций.
К сожалению, подходящей судебной практики нам обнаружить не удалось, однако рекомендуем обратить внимание на решение Курчатовского районного суда г. Челябинска Челябинской области от 19 июля 2023 г. по делу N 2-2882/2023, где рассматривался вопрос об обязанности родственников не чинить препятствия в перезахоронении останков умершего.
Одновременно сообщаем, что данный ответ выражает наше экспертное мнение, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном выше ответе.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Вопрос: В администрацию поступило заявление о перезахоронении тела родственника. Нормативных правовых документов по регулированию данного вопроса орган местного самоуправления не издавал. Есть ли какие-то общие требования к перезахоронению?
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
Логин-пароль придут на вашу почту в течение 5 минут
Логин-пароль придут на Вашу почту в течение 5 минут
Мы направим Вам подробное персональное коммерческое предложение.
Сообщение успешно отправлено!
В форме содержатся ошибки!
Введите регистрационное имя. Пароль будет выслан на адрес электронной почты, указанный при регистрации
Ссылка для бесплатного просмотра Семинара придет
на указанную электронную почту
В Системе ГАРАНТ более 70 актуальных Семинаров,
которые можно смотреть прямо в Системе
Это и бесплатно для Вас, и гораздо удобнее
Заходите в Систему ГАРАНТ и смотрите
интересные Вам Семинары
Ссылку для бесплатного просмотра выбранного
семинара мы Вам обязательно отправим
на указанную электронную почту
Мы направим Вам пробный доступ к системе.
Благодарим Вас за обращение!
Будем рады нашему сотрудничеству
ПРАВОВЕСТ
Система ГАРАНТ
это займет не более 20 секунд
Свидетельство будет выписано на указанные ФИО и придет на указанную электронную почту.
По Вашему желанию, наш менеджер проведёт презентацию
Системы ГАРАНТ, расскажет о ценах, рассчитает стоимость,
сделает выгодное предложение.
Оставьте Ваши контактные данные и Менеджер свяжется
с Вами в ближайшее время.
Или оставьте Ваши контактные данные и Менеджер свяжется
с Вами в ближайшее время.
Ответ придёт на указанную
почту в течение 5 минут
Ответ придёт на указанную
почту в течение 5 минут