Вход в систему ГАРАНТ ПРОБНЫЙ ДОСТУП КУПИТЬ систему ГАРАНТ

Из прокуратуры и суда в администрацию сельского поселения поступают запросы о предоставлении сведений, содержащих персональные данные физических лиц (Ф.И.О., дата рождения, место рождения, паспорт, ИНН, СНИЛС), в том числе из похозяйственных книг. Физические лица, в отношении которых поступают запросы, согласие на обработку и передачу персональных данных третьим лицам администрации не предоставляли.

Какие персональные данные допускается предоставлять в прокуратуру и суд по поступающим по запросам?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Перечень персональных данных, предоставление которых возможно по запросам органов прокуратуры и суда, не ограничен и зависит от обстоятельств, послуживших основанием для направления запроса, а также осуществления обработки персональных данных со стороны конкретного оператора.

Обоснование вывода:

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) обработка персональных данных, под которой понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых как автоматизированным, так без использования средств автоматизации способом, с персональными данными (сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, передача (распространение, предоставление, доступ), и др.), должна осуществляться с соблюдением установленных законодательством в области персональных данных принципов и правил (пп. 3, 4 ст. 3, ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ).

Обработка персональных данных может осуществляться либо с согласия субъекта персональных данных, либо при наличии предусмотренных пп. 2-11 ч. 1 ст. 6 (для общих категорий персональных данных), ч. 2 ст. 10 (для специальных категорий, таких как состояние здоровья, национальная принадлежность и др.) и ч. 2 ст. 11 (для биометрических персональных данных) Закона N 152-ФЗ.

Не требуется согласия субъекта при обработке персональных данных, включая передачу (предоставление, доступ), для достижения целей, предусмотренных законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ); в случаях, если обработка персональных данных осуществляется в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах (п. 3 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ); когда обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий органов власти различного уровня и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона N 152-ФЗ) и др.

При наличии указанных условий (оснований) обработки оператор вправе продолжить обработку и в случае отзыва субъектом согласия на обработку персональных данных (ч. 2 ст. 9 Закона N 152-ФЗ).

Статьей 7 Закона N 152-ФЗ на оператора персональных данных возложена обязанность по обеспечению конфиденциальности персональных данных, т.е. не допускается раскрытие персональных данных третьим лицам без согласия субъекта, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, не будет являться нарушением конфиденциальности персональных данных их раскрытие третьим лицам в случаях, когда это допускается в силу предоставленных оператору персональных данных прав или возложенных на него обязанностей.

Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления сельских поселений наделены полномочиями по решению вопросов местного значения, а также иных вопросов, прямо не отнесенных к таковым (ст. 14, 14.1 и 17 Закона N 131-ФЗ).

Полномочия органов местного самоуправления, установленные ст. 17 Закона N 131-ФЗ, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно.

Осуществление возложенных на органы местного самоуправления сельского поселения полномочий по решению вопросов местного значения так или иначе связано в обработкой персональных данных физических лиц, обращающихся с заявлениями, жалобами или предложениями по вопросам, относящихся к компетенции соответствующего органа, в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", либо за оказанием муниципальных услуг, а также в иных предусмотренных случаях. При этом в связи с наличием условий обработки, предусмотренных соответственно пп. 2, 4 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ, согласие субъектов персональных данных на такую обработку не требуется. Согласие субъектов на обработку персональных данных органу местного самоуправления сельского поселения требуется только в случаях, выходящих за предусмотренные пп. 2-11 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 10 и ч. 2 ст. 11 Закона N 152-ФЗ основания обработки.

Статьей 8 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" предусмотрен учет личных подсобных хозяйств (далее - ЛПХ) в похозяйственных книгах, которые ведутся, в частности, органами местного самоуправления поселений, на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими ЛПХ.

Форма и порядок ведения похозяйственных книг в целях учета ЛПХ установлены приказом Минсельхоза России от 27.09.2022 N 629 (далее - Порядок). Учет ЛПХ с 01.01.2024 осуществляется в книгах в электронной форме с использованием комплексной информационной системы сбора и обработки бухгалтерской и специализированной отчетности сельскохозяйственных товаропроизводителей, формирования сводных отчетов, мониторинга, учета, контроля и анализа субсидий на поддержку агропромышленного комплекса.

Процедура выдачи выписок из похозяйственной книги установлена пп. 31-37 Порядка и предусматривает, что доступ к сведениям, внесенным в учетную запись (лицевой счет) ЛПХ, помимо должностных лиц органа местного самоуправления, уполномоченными на ее ведение, имеют глава ЛПХ или иные члены ЛПХ, а также должностные лица федеральных органов исполнительной власти и государственных органов субъектов РФ, зарегистрированные в ЕСИА (при условии их идентификации и аутентификации) (п. 31 Порядка).

Обращение за получением выписок из похозяйственной книги иных лиц не предусмотрено. При этом полагаем, что вопрос о возможности получения сведений, касающихся ЛПХ, должен решаться не только с учетом содержания Порядка, но и полномочий лиц (органов), обращающихся в адрес органа местного самоуправления сельского поселения за предоставлением таких сведений.

В силу положений п. 1 ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 Закона о прокуратуре, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Пунктом 1 ст. 22 Закона о прокуратуре предусмотрено, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц органов власти различного уровня, в том числе органов местного самоуправления, представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в установленном порядке и сроки. На основании п. 2.1 ст. 4 Закона о прокуратуре органы прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора также вправе получать доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.

Инструкцией о порядке обработки в органах прокуратуры РФ персональных данных, полученных в связи с реализацией работниками органов прокуратуры своих полномочий, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры РФ от 04.07.2024 N 485 (далее - Инструкция), предусмотрен единый порядок обработки персональных данных в органах прокуратуры при реализации работниками органов прокуратуры своих полномочий, содержание обрабатываемых персональных данных, сроки их обработки и хранения; порядок уничтожения обработанных персональных данных при достижении целей обработки или при наступлении иных законных оснований.

Пунктом 1.3 Инструкции предусмотрен довольно широкий перечень информации о субъекте персональных данных, которую при осуществлении установленных законодательством РФ полномочий вправе обрабатывать работники органов прокуратуры.

Основанием для запроса персональных данных является проведение проверки в связи с поступлением в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, обращений, требующих принятия мер, а также реализация работниками органов прокуратуры возложенных на них полномочий (п. 2.2 Инструкции).

Таким образом, правовым условием обработки персональных данных со стороны органов прокуратуры (их работников) является п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ, что предполагает доступ прокуроров к персональным данным субъектов без необходимости получения их согласия (смотрите также Энциклопедию решений. Предоставление документов по требованию (запросу) прокурора в рамках проведения прокурорской проверки (октябрь 2024 г.)). Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет административную ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ (смотрите постановление Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 15.08.2024 по делу N 16-2022/2024, постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.08.2024 по делу N 16-2688/2024, решение Урмарского районного суда Чувашской Республики - Чувашии от 17.05.2024 по делу N 12-8/2024, решение Мошковского районного суда Новосибирской области от 14.11.2023 по делу N 12-79/2023).

Что касается полномочий судов, то необходимо отметить, что определяющими порядок судопроизводства кодексами (ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ, КоАП РФ и др.) предусматривается право суда по истребованию по собственной инициативе, а также по ходатайству лиц, участвующих в деле, необходимых для полного и всестороннего рассмотрения информации (сведений) и документов, а на лиц, в распоряжении которых соответствующие данные находятся, возлагается обязанность по их предоставлению.

Так, выявление и оказание содействия в собирании доказательств по делу является деятельностью не только лиц, участвующих в деле, но и суда, в обязанность которого входит установление того, какие доказательства могут подтвердить или опровергнуть факты, входящие в предмет доказывания (ч. 2 ст. 56 ГПК РФ). Если предоставление необходимых доказательств для лиц, участвующих в деле, затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств (ст. 57 ГПК РФ). Суд может выдать стороне обязательный для исполнения запрос для получения доказательства или запросить доказательство непосредственно (ч. 2 ст. 57 ГПК РФ). Невыполнение требования суда о предоставлении доказательства по причинам, признанным судом неуважительными, влечет возможность наложения судебного штрафа в порядке и в размере, которые установлены гл. 8 ГПК РФ (смотрите, например, решение Центрального районного суда г. Челябинска Челябинской области от 17.01.2024 по делу N 2-1).

В соответствии с ч. 4 ст. 66 АПК РФ лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства. В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения. При удовлетворении ходатайства суд истребует соответствующее доказательство от лица, у которого оно находится. Требования арбитражного суда о предоставлении доказательств, сведений и других материалов, даче объяснений, разъяснений, заключений и иные требования, связанные с рассматриваемым делом, являются обязательными и подлежат исполнению органами, организациями и лицами, которым они адресованы (ч. 1 ст. 16 АПК РФ). Неисполнение обязанности предоставить истребуемое судом доказательство влечет наложение судебного штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в главе 11 АПК РФ (смотрите, например, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2024 N 20АП-1469/24 по делу N А62-8658/2023, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.10.2021 N Ф07-14124/21 по делу N А42-273/2021, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2021 г. N 07АП-4751/20 по делу N А67-14406/2019, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 28.11.2017 N Ф10-5310/17 по делу N А14-14947/2016 и др.).

Статьей 14 КАС РФ также предусмотрено, что суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, создает условия и принимает предусмотренные меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств. Об истребовании доказательства судом выносится определение, в котором указываются срок и порядок предоставления этого доказательства, копия которого направляется лицу, у которого находится истребуемое судом доказательство. Лицо, у которого находится истребуемое судом доказательство, может направить его непосредственно в суд либо выдать его на руки лицу, имеющему соответствующий запрос, для представления в суд (ст. 63 КАС РФ). За неисполнение обязанности предоставить истребуемое судом доказательство по причинам, признанным судом неуважительными, в порядке и размере, установленными ст. 122 и 123 КАС РФ, налагается судебный штраф, наложение которого не освобождает лицо, у которого находится истребуемое доказательство, от обязанности представить его в суд (смотрите апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 27.06.2022 по делу N 33а-5851/2022).

Истребование сведений в целях рассмотрения дел об административных правонарушениях предусмотрено и ст. 26.10 КоАП РФ.

Правовыми условиями обработки персональных данных со стороны судов являются, таким образом, пп. 2, 3 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ, что также не требует согласия субъектов персональных данных.

Поскольку органы прокуратуры и суд наделены полномочиями по истребованию сведений, в том числе персональных данных, необходимых для реализации возложенных на них законом функций и обязанностей, которым соответствует обязанность органа местного самоуправления сельского поселения по предоставлению находящихся в их распоряжении данных, полученных в связи с реализацией возложенных на них полномочий, то передача сведений и документов, содержащих персональных данные физических лиц по запросам указанных органов, положениям законодательства в области персональных данных не противоречит и согласия субъектов персональных данных не требует в связи с наличием условий, предусмотренных пп. 2, 3 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ. Перечень истребуемых персональных данных, подлежащих предоставлению по запросам органов прокуратуры или суда, определяется с учетом конкретных обстоятельств, связанных с реализаций полномочий органов прокуратуры, либо обстоятельств, необходимых для правильного и всестороннего рассмотрения дела в ходе гражданского, административного судопроизводства, судопроизводства в арбитражных судах и др.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Беликова Татьяна

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Получите доступ к полной
интернет-версии системы
ГАРАНТ бесплатно на 3 дня

Логин-пароль придут на вашу почту в течение 5 минут