Сообщение успешно отправлено!
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" право на ознакомление с обращением (жалобой), а также документами и материалами по нему иным лицам, кроме непосредственно заявителя (заявителей), не предоставлено. В то же время на орган местного самоуправления, на рассмотрении которого находится жалоба, возложена обязанность по неразглашению содержащихся в обращении сведений, что также обусловлено положениями законодательства в области персональных данных.
Обоснование вывода:
Статьей 33 Конституции РФ закреплено право граждан РФ обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданами закрепленного Конституцией РФ права на обращение, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ).
Статей 7 Закона N 59-ФЗ установлено, что обращение должно содержать фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) заявителя, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ либо уведомление о его переадресации, личную подпись. В обращении в форме электронного документа, помимо фамилии, имени, отчества (при наличии), также надлежит указывать адрес электронной почты либо адрес (уникальный идентификатор) личного кабинета на ЕПГУ. В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается (ч. 1 ст. 11 Закона N 59-ФЗ).
В силу ст. 6 Закона N 59-ФЗ действует запрет преследования гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц. При рассмотрении обращения также не допускается разглашение содержащихся в нем сведений.
Статьей 5 Закона N 59-ФЗ гражданину предоставлено право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. По смыслу приведенных норм закона правом на ознакомление с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, обладает лишь автор данного обращения (смотрите, например, решение Торопецкого районного суда Тверской области от 01.06.2023 по делу N 2а-148/2023).
Если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений (ч. 6 ст. 11 Закона N 59-ФЗ).
Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 05.12.2019 N 3272-О, закрепляя принцип свободной и добровольной реализации гражданами РФ права на обращение и устанавливая недопустимость нарушения при его осуществлении прав и свобод других лиц, Закон N 59-ФЗ содержит требования, направленные на защиту чести и достоинства личности, охрану общественных отношений в сфере рассмотрения обращений граждан, а также правила противодействия злоупотреблению правом (ч. 2 ст. 2, ч. 3 ст. 11 указанного Закона и др.). Определяя права гражданина при рассмотрении обращения, а также требования к письменному обращению (ст. 5 и 7 указанного Закона), федеральный законодатель не устанавливает специальных требований к содержанию обращений граждан, за исключением случаев, когда предусматривается возможность не давать ответ по существу поставленных в обращении вопросов, а также не определяет критериев оценки обоснованности обращения, презюмируя обязательность принятия обращения к рассмотрению.
Как указывает Конституционный Суд РФ, это допускает достаточно широкие возможности гражданина при реализации конституционного права на обращения, в том числе возможность направить обращение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу и в том случае, если нарушение, по мнению этого гражданина, лишь предполагается. Такое обращение не может считаться необоснованным и исключенным из сферы действия гарантий, установленных Закона N 59-ФЗ, а потому предусматривает обязанность соответствующих органов и должностных лиц дать правовую оценку сообщаемым фактам в целях обеспечения конституционных прав и свобод обратившегося гражданина или других лиц. Действующее регулирование устанавливает особый (ограниченный) режим использования информации, которая поступила государственным органам, органам местного самоуправления и их должностным лицам в связи с получением обращений граждан, не предполагающий ее произвольного (не связанного с проверкой указанных в обращении фактов) разглашения.
Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ), а также указом Президента РФ от 06.03.1997 N 188 в отношении персональных данных, под которыми понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), установлен режим конфиденциальности. Так, оператор и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обработка персональных данных, том числе их передача (предоставление, доступ), допускается либо с согласия субъекта персональных данных, либо в прямо предусмотренных пп. 2-11 ч. 1 ст. 6 (для общих категорий персональных данных), ч. 2 ст. 10 (для специальных категорий) и ч. 2 ст. 11 (для биометрических) Закона N 152-ФЗ случаях, не требующих получения такого согласия.
В отсутствие условий, предусмотренных пп. 2-11 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 10 и ч. 2 ст. 11 Закона N 152-ФЗ, передача (предоставление, доступ) персональных данных, содержащихся в коллективной жалобе, может осуществляться только с согласия субъектов персональных данных.
Учитывая изложенные обстоятельства, полагаем, что оснований для ознакомления лица, на которого подана коллективная жалоба, с ее содержанием, а также персональными данными заявителей, не имеется. В рассматриваемой ситуации администрации в силу ч. 6 ст. 11 Закона N 59-ФЗ предоставлено право сообщить собственнику земельного участка, на действия (бездействие) которого подана жалоба, о невозможности ознакомления в связи с тем, что такое ознакомление Законом N 59-ФЗ не предусмотрено, а также недопустимостью разглашения сведений, доступ к которым ограничен законодательством (смотрите: кассационное определение СК по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 14.03.2023 по делу N 8а-3534/2023[88а-5902/2023], апелляционное определение СК по административным делам Пермского краевого суда от 18.01.2024 по делу N 33а-654/2024, апелляционное определение СК по административным делам Московского городского суда от 19.02.2024 по делу N 33а-1775/2024, апелляционное определение СК по административным делам Красноярского краевого суда от 13.01.2022 по делу N 33а-695/2022, решение Дзержинского районного суда г. Волгограда Волгоградской области от 24.04.2024 по делу N 2а-2149/2024, решение Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 15.05.2023 по делу N 2а-2-89/2023).
Поскольку дело об административном правонарушении не возбуждалось, полагаем необходимым отметить, что в рассматриваемом случае также не имеется оснований для реализации предусмотренных ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе на ознакомление со всеми материалами (смотрите, например, определение Конституционного Суда РФ от 17.01.2023 N 2-О, апелляционное определение СК по административным делам Архангельского областного суда от 03.08.2022 по делу N 33а-4626/2022).
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Беликова Татьяна
Логин-пароль придут на вашу почту в течение 5 минут
Логин-пароль придут на Вашу почту в течение 5 минут
Your login and password will be sent
to your email within 5 minutes
Если Вы ранее регистрировались в Клубе Мой ГАРАНТ,
Вам была отправлена ссылка для входа в Клуб.
Пользуйтесь для входа этой ссылкой.
Бесплатная ссылка для входа в Клуб Мой ГАРАНТ будет отправлена на указанную электронную почту в течение 5 минут
Мы направим Вам подробное персональное коммерческое предложение.
Сообщение успешно отправлено!
В форме содержатся ошибки!
Введите регистрационное имя. Пароль будет выслан на адрес электронной почты, указанный при регистрации
Ссылка для бесплатного просмотра Семинара придет
на указанную электронную почту
В Системе ГАРАНТ более 70 актуальных Семинаров,
которые можно смотреть прямо в Системе
Это и бесплатно для Вас, и гораздо удобнее
Заходите в Систему ГАРАНТ и смотрите
интересные Вам Семинары
Ссылку для бесплатного просмотра выбранного
семинара мы Вам обязательно отправим
на указанную электронную почту
Мы направим Вам пробный доступ к системе.
Благодарим Вас за обращение!
Будем рады нашему сотрудничеству
ПРАВОВЕСТ
Система ГАРАНТ
это займет не более 20 секунд
This will take no more than 20 seconds
Свидетельство будет выписано на указанные ФИО и придет на указанную электронную почту.
По Вашему желанию, наш менеджер проведёт онлайн презентацию
Системы ГАРАНТ, расскажет о ценах, рассчитает стоимость,
сделает выгодное предложение.
Оставьте Ваши контактные данные и Менеджер свяжется
с Вами в ближайшее время.
Или оставьте Ваши контактные данные и Менеджер свяжется
с Вами в ближайшее время.
Ответ придёт на указанную
почту в течение 5 минут
Ответ придёт на указанную
почту в течение 5 минут