Вход в систему ГАРАНТ ПРОБНЫЙ ДОСТУП КУПИТЬ систему ГАРАНТ

Гражданин обратился по вопросу предоставления записей аудио-, видеонаблюдения приема в МФЦ третьего лица специалистом учреждения. Имеются ли правовые основания для предоставления таких записей или в их предоставлении гражданину может быть отказано?

Вопросы установки систем видеонаблюдения и аудиозаписи, порядок такой установки, а также возможности предоставления полученных с камер записей по обращениям граждан в настоящее время прямо действующим законодательством РФ не урегулированы.

Рассматривать правовые основания оборудования помещений государственного учреждения, осуществляющего предоставление государственных и муниципальных услуг (далее также - МФЦ), камерами видеонаблюдения и аудиозаписи полагаем необходимым как с точки зрения обеспечения соблюдения прав и законных интересов непосредственно учреждения и его работников, так и иных лиц (граждан, обращающихся за получением государственных или муниципальных услуг (заявителей), иных посетителей и др.), которые могут оказаться в зоне видеонаблюдения и аудиозаписи.

В силу положений ст. 152.1 ГК РФ изображение гражданина подлежит правовой охране, а любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) является согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) персональными данными, в отношении которых действует режим конфиденциальности (ст. 7 Закона N 152-ФЗ, указ Президента РФ от 06.03.1997 N 188).

Записи систем видеонаблюдения и аудиозаписи, учитывая определение персональных данных, могут быть отнесены к таковым, если целью их использования является установление личности физических лиц. В случае если такие записи для целей идентификации личности оператором не используются, то они не являются сведениями, относящимися к определенному или определяемому физическому лицу, т.е. персональными данными в значении, придаваемом Законом N 152-ФЗ (смотрите: решение Красногвардейского районного суда Оренбургской области от 06.12.2023 по делу N 2-517/2023; решение Оренбургского областного суда от 25.08.2022 по делу N 21-466/2022; решение Пензенского областного суда от 13.07.2023 по делу N 7-186/2023; решение Заволжского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 31.03.2022 по делу N 2-697/2022).

Голос сам по себе не позволяет идентифицировать гражданина без использования иных относящихся к нему сведений, а потому персональными данными отдельно от иных персонифицирующих гражданина сведений не является (смотрите: апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 27.04.2015 по делу N 33-6211/2015). При этом аудиозапись может содержать сведения, позволяющие соотнести ее с конкретным физическим лицом, например, когда гражданин озвучивает свои персональные данные либо информацию, относящуюся к иному лицу.

Определяющим для разрешения вопроса отнесения записей аудио-, видеонаблюдения к персональным данным является, таким образом, цель осуществления такого наблюдения. Так, сведения, получаемые в процессе аудио-, видеонаблюдения, не связанного с проведением процедур идентификации (установления) личности, с учетом содержания ч. 1 ст. 11 Закона N 152-ФЗ, не могут быть отнесены и к биометрическим персональным данным, что не требует получения в установленном ч. 4 ст. 9 указанного Закона письменного согласия субъекта персональных данных на их обработку.

Применительно к работникам МФЦ, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также заявителей, отметим, что поскольку учреждение располагает и иными сведениями, помимо видео- и аудиозаписей, относящимися к их персональным данным, полагаем, что обработка такой совокупности информации должна осуществляться в соответствии с общими условиями, установленными ст. 6 Закона N 152-ФЗ. В частности, обработка персональных данных может осуществляться в отсутствие согласия субъекта персональных данных, если это необходимо для достижения целей, предусмотренных законом, осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ), а также осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, либо для достижения общественно значимых целей, при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных (п. 7 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ).

В части соблюдения прав работников МФЦ и трудового законодательства РФ следует обратить внимание, что правом работодателя, предусмотренным ТК РФ, является возможность использования в целях контроля за безопасностью производства работ приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, обеспечивать хранение полученной информации (ст. 214.2 ТК РФ).

Из положений ст. 86 ТК РФ следует, что обработка персональных данных работника может осуществляться работодателем исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, получении образования и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества.

Порядок хранения и использования персональных данных работников устанавливается работодателем с соблюдением требований ТК РФ и иных федеральных законов (ст. 87 ТК РФ). В соответствии с п. 8 ст. 86 ТК РФ работники и их представители должны быть ознакомлены под подпись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки их персональных данных, а также правах и обязанностях в этой области. Работодатель должен осуществлять передачу персональных данных работника в пределах одной организации в соответствии с локальным нормативным актом, с которым работник также должен быть ознакомлен под подпись. Доступ к персональным данным работников должен быть разрешен только специально уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные работника, которые необходимы для выполнения конкретных функций (ст. 88 ТК РФ).

Таким образом, работодатель обязан принять локальный нормативный акт, регулирующий порядок осуществления видеонаблюдения и аудиозаписи на рабочих местах, и ознакомить с ним под подпись каждого работника, а также определить лиц, ответственных за аудио-, видеонаблюдение.

Для обеспечения правомерности осуществления видеонаблюдения и аудиозаписи на рабочих местах работодателем должен быть соблюден ряд условий (смотрите, например, решение Ленинградского районного суда г. Калининграда Калининградской области от 21.09.2022 по делу N 2-2154/2022):

- определены конкретные цели видеонаблюдения и аудиозаписи, связанные с исполнением работниками своих трудовых (должностных) обязанностей, обеспечением контроля за их безопасностью. Например, целями внедрения видеонаблюдения и аудиозаписи могут являться осуществление контроля за сохранностью имущества, поведением работников на рабочих местах, контроль качества предоставляемых услуг, соблюдение трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка, обеспечение безопасности, исключение совершения противоправных действий и т.п.;

- принят локальный акт, регламентирующий порядок организации, цели, задачи видеонаблюдения и аудиозаписи, меры по охране полученных записей систем аудио-, видеонаблюдения, перечень работников, имеющих к ним доступ, сроки хранения и дальнейших действий с записями (удаление, стирание и т.п.), правовые основания передачи полученных с использованием указанных систем записей третьим лицам, в том числе правоохранительным и иным уполномоченным органам и др.;

- работники под подпись ознакомлены с локальным актом, регламентирующим осуществление видеонаблюдения и аудиозаписи;

- положения, касающиеся осуществления аудио-, видеонаблюдения, должны найти отражение и в правилах внутреннего трудового распорядка, с которыми работники также должны быть ознакомлены под подпись;

- обеспечено установление на территории и в помещениях, в которых осуществляется видеонаблюдение и аудиозапись, соответствующих информационных табличек, что обусловлено правом работника на получение полной достоверной информации об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте (ст. 21 ТК РФ).

В части обеспечения соблюдения прав и законных интересов заявителей и иных посетителей МФЦ при внедрении систем аудио-, видеонаблюдения следует обратить внимание, что Конституция РФ гарантирует каждому гражданину неприкосновенность частной жизни и устанавливает запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (ст. 23 и ст. 24).

При этом содержание понятия "неприкосновенность частной жизни" в нормативных правовых актах не раскрывается. В Определении Конституционного Суда РФ от 09.06.2005 N 248-О указано, что право на неприкосновенность частной жизни означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера. В понятие "частная жизнь" включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если она носит непротивоправный характер. По смыслу закона частная жизнь - это те стороны личной жизни человека, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других. Неприкосновенность частной жизни в этом аспекте означает невмешательство кого-либо в приватную сферу человека, его личную жизнь.

Аудио-, видеонаблюдение, осуществляемое открыто в местах пребывания граждан, например, в целях обеспечения безопасности, не имеет целью вмешательство в их частную сферу жизни. Кроме того, в большинстве случаев организация видеонаблюдения обусловлена требованиями законодательства.

Так, п. 17 Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 N 1376, предусмотрено, что помещения многофункционального центра в соответствии с законодательством РФ должны отвечать требованиям пожарной, санитарно-эпидемиологической безопасности, а также должны быть оборудованы средствами пожаротушения и оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации, системой кондиционирования воздуха, иными средствами, обеспечивающими безопасность и комфортное пребывание заявителей.

Из положений Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" следует, что деятельность органов государственной власти, органов публичной власти федеральных территорий и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц должна быть направлена на противодействие терроризму, в том числе на предупреждение и профилактику терроризма, в связи с чем подлежат установлению и соблюдению требования к антитеррористической защищенности объектов.

Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 N 272 утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, которые, как следует из судебной практики, также рассматриваются в качестве правовых оснований оборудования территории (помещений) многофункциональных центров системами видеонаблюдения, которые с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должны обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки, архивирование и хранение данных в течение 30 дней и др. (смотрите: решение Кировского районного суда г. Самары Самарской области от 15.04.2024 по делу N 2-1309/2024, решение Бабаевского районного суда Вологодской области от 05.04.2024 по делу N 2а-117/2024, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2022 N 13АП-28475/22 по делу N А56-38140/2022).

Обеспечить наличие систем видеонаблюдения в государственном учреждении, уполномоченном на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в целях обеспечения безопасности и оперативного контроля деятельности, рекомендовано и приказом Министерства экономического развития РФ от 27.12.2016 N 844.

Таким образом, основной целью осуществления видеонаблюдения и аудиозаписи в МФЦ является обеспечение безопасности, что не связано с намерением установления обстоятельств частной жизни заявителей и иных посетителей либо какого-либо ограничения их права на ее неприкосновенность.

Применение систем видеонаблюдения и аудиозаписи в данном случае связано с целью документальной фиксации и создания условий для обеспечения безопасности работников МФЦ и третьих лиц (заявителей, посетителей и др.), а также принятия мер при выявлении противоправных действий или конфликтных ситуаций.

Обеспечение правомерности осуществления видеонаблюдения и аудиозаписи, в зону которого попадают заявители и иные посетители, достигается соблюдением тех же условий, что и в отношении непосредственно работников (определение конкретных целей видеонаблюдения и аудиозаписи; принятие соответствующего локального акта, к которому для ознакомления обеспечен неограниченный доступ, размещение информационных табличек и т.п.).

Что касается возможности или обязанности предоставления записей систем аудио-, видеонаблюдения, то необходимо учитывать, что в силу ст. 16 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" государственное учреждение, уполномоченное на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, обязано обеспечивать защиту информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральным законом, а также соблюдать режим обработки и использования персональных данных.

Информация с камер видеонаблюдения и аудиозаписи, учитывая изложенные выше обстоятельства, а также специфику деятельности МФЦ, обусловленную обращением граждан в связи с различными жизненными ситуациями, полагаем, является конфиденциальной, в связи с чем не может свободно передаваться в распоряжение третьих лиц без законного на то основания.

Законодательство РФ обязанности владельцев систем аудио-, видеонаблюдения по предоставлению произведенных записей по запросу любых обратившихся лиц, включая граждан, не содержит.

При необходимости гражданин может истребовать записи путем обращения в правоохранительные органы или суд, если считает свои права и законные интересы нарушенными, то есть получение записей систем аудио-, видеонаблюдения должно быть обусловлено не просто желанием гражданина, а наличием законных оснований (смотрите: апелляционное определение СК по гражданским делам Иркутского областного суда от 10.10.2023 по делу N 33-8909/2023, определение Кинешемского городского суда Ивановской области от 19.12.2023 по делу N 13-481/2023, решение Анапского городского суда Краснодарского края от 08.04.2022 по делу N 12-90/2022, решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 16.01.2020 по делу N 2-158/2020 и др.). При этом в случае действий в интересах третьего лица гражданином должны быть подтверждены соответствующие полномочия.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Беликова Татьяна

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Получите доступ к полной
интернет-версии системы
ГАРАНТ бесплатно на 3 дня

Логин-пароль придут на вашу почту в течение 5 минут