Вход в систему ГАРАНТ ПРОБНЫЙ ДОСТУП КУПИТЬ систему ГАРАНТ

Гражданин Республики Беларусь, получивший гражданство Российской Федерации шесть лет назад, опасается риска лишения российского гражданства из-за отсутствия постановки на воинский учет в России. Недавно появились случаи лишения гражданства по этой причине лиц, недавно получивших гражданство, однако в данном случае гражданство было получено шесть лет назад. Кроме того, гражданин является генеральным директором строительной компании и уже отслужил в армии Республики Беларусь, также он не призывного возраста для срочной службы, но подходит для призыва по мобилизации.

Применяется ли к лицам, получившим гражданство РФ шесть лет назад, требование о постановке на воинский учет на тех же основаниях, как и к недавним гражданам? Учитывается ли факт прохождения военной службы в другой стране (Республика Беларусь) при принятии решения о возможном лишении гражданства РФ? Могут ли профессиональный статус и должность генерального директора компании повлиять на его обязанность или освобождение от воинского учета? Можно ли просто не прикрепляться в военкомату? Каковы последствия (денежный штраф не является проблемой)?

1. В соответствии с абзацем 4 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) при приобретении гражданства Российской Федерации граждане, подлежащие постановке на воинский учет, обязаны явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат или в недельный срок подать заявление через портал государственных и муниципальных услуг (функций) со дня наступления указанных событий в военный комиссариат для постановки на воинский учет. Факт прохождения военной службы на территории иностранного государства, профессиональный статус и занимаемая гражданином должность в рассматриваемом случае роли не играют.

Отметим, что такая обязанность появилась у указанной категории граждан начиная с 2009 года в связи с принятием Федерального закона от 28 апреля 2009 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в статьи 10 и 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

Федеральным законом от 8 августа 2024 г. N 281-ФЗ были внесены изменения в п. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 апреля 2023 года N 138-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" в части оснований прекращения гражданства. Так, одним из оснований для прекращения гражданства после вступления в силу указанного нормативного правового акта стало неисполнение обязанности лица, приобретшего гражданство РФ, по первичной постановке на воинский учет (подп. "в" п. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 апреля 2023 г. N 138-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", далее - Закон N 138-ФЗ).

По общему правилу, установленному ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Федеральный закон от 8 августа 2024 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и статью 22 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" не содержит в себе указания на то, он имеет обратную силу. Таким образом, по нашему мнению, в отношении лиц, получивших гражданство РФ до его вступления в законную силу, Федеральный закон от 8 августа 2024 г. N 281-ФЗ применяться не будет.

2. В свою очередь, неисполнение обязанности по постановке на воинский учет влечет административную ответственность по ст. 21.5 КоАП РФ. По нашему мнению, данное правонарушение не является длящимся, так как срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока (п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Также отметим, что воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях подлежат призывники (граждане мужского пола в возрасте от 18 до 30 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе), а также граждане, пребывающие в запасе (п. 14 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719, далее - Положение).

Перечень лиц, зачисляемых в запас, перечислен в п. 1 ст. 52 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". В том числе это граждане, не подлежавшие призыву на военную службу по достижении ими возраста 30 лет, а также лица, не прошедшие военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Согласно подп. "а" п. 1 ст. 22 Закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 30 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. Если лица получили российское гражданство после достижения ими возраста 30 лет (27 лет до 01.01.2024), призыву на военную службу они не подлежали (ст. 1 Закона N 53-ФЗ).

В случае получения гражданства до достижения предельного призывного возраста лица, приобретшие гражданство Российской Федерации, подлежат призыву на общих основаниях. Исключение составляют граждане стран, прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации (подп. "г" п. 1 ст. 23 Закона N 53-ФЗ). В настоящее время такой договор заключен с Республикой Таджикистан (смотрите Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (Москва, 7 сентября 1995 г.). Граждане иных стран, включая Республику Беларусь, подлежат призыву на общих основаниях.

Однако, поскольку, как указано в вопросе, гражданин уже превысил призывной возраст (30 лет), на срочную службу он призван быть не может, а должен быть поставлен на воинский учет и зачислен в запас. Отметим, что граждане, прибывшие из государств, с которыми не заключались двусторонние соглашения о взаимном признании присвоенных воинских званий, а также граждане, имеющие воинские звания, присвоенные им при зачислении в запас (нахождении в запасе), в том числе после окончания военной кафедры при гражданском учебном заведении своих государств, принимаются на воинский учет с присвоением воинского звания "рядовой запаса" (п. 12 Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 22 ноября 2021 г. N 700).

В дальнейшем получившие гражданство Российской Федерации лица обязаны будут нести воинскую обязанность в полном объеме, предусмотренном для граждан Российской Федерации, в том числе подлежать мобилизации в случае ее объявления.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Рижская Мария

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Получите доступ к полной
интернет-версии системы
ГАРАНТ бесплатно на 3 дня

Логин-пароль придут на вашу почту в течение 5 минут