Сообщение успешно отправлено!
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) обработка персональных данных, по которыми понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), допускается либо с согласия субъекта персональных данных (п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ), либо в прямо предусмотренных пп. 2-11 ч. 1 ст. 6 (для общих категорий персональных данных), ч. 2 ст. 10 (для специальных категорий) и ч. 2 ст. 11 (для биометрических персональных данных) Закона N 152-ФЗ случаях, не требующих получения такого согласия.
Так, условиями, допускающими обработку персональных данных без получения согласия субъекта, является: достижение целей, предусмотренных законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ); обработка персональных данных для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ; п. 4 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ) и др.
Наличие указанных условий дает оператору право продолжить обработку персональных данных, то есть совершение действий (операций) или их совокупности с таким данными, как автоматизированным, так и без использования средств автоматизации способами (например, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (предоставление, доступ) и др.) в пределах заявленной цели обработки и в случае отзыва субъектом ранее данного согласия на обработку персональных данных (п. 3 ст. 3, ч. 2 ст. 9 Закона N 152-ФЗ). Обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, либо избыточных по отношению к заявленным целям их обработки персональных данных не допускается (ст. 5 Закона N 152-ФЗ).
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, порядок принятия их на учет, а также основания для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предусмотрены ст. 51-54 ЖК РФ. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ (ч. 7 ст. 52 ЖК РФ).
На территории Краснодарского края порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлен законом Краснодарского края от 29.12.2008 N 1655-КЗ (далее - Закон N 1655-КЗ).
Учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является персонифицированным в отношении каждого гражданина, состоящего на учете, независимо от того, принят гражданин на учет индивидуально либо с членами семьи (в составе семьи), и носит заявительный характер, за исключением прямо предусмотренных случаев (чч. 4, 5 ст. 3 Закона N 1655-КЗ). Отнесение лиц к членам семьи осуществляется с учетом положений ст. 4 Закона N 1655-КЗ.
Статей 7 Закона N 1655-КЗ предусмотрено, что принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по месту их жительства по личному формализованному заявлению гражданина о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (далее - заявление о принятии на учет).
В случае принятия гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с членами семьи в заявлении о принятии на учет подлежат указанию члены его семьи, определенные в ст. 4 Закона N 1655-КЗ, принимаемые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях вместе с ним. Заявление о принятии на учет должно быть подписано гражданином и всеми указанными в таком заявлении дееспособными членами его семьи. При обращении о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданином в отношении себя, указание членов семьи, таким образом, не требуется.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о принятии на учет, установлен ч. 2 ст. 7 Закона N 1655-КЗ, и предусматривает представление документов как в отношении непосредственно заявителя, так и в отношении членов его семьи, если постановка на учет предполагается совместно с ними. Представление поименованных документов возлагается непосредственно на заявителя.
Пунктом 9 ч. 2 ст. 7 Закона N 1655-КЗ предусмотрено представление декларации о регистрации по месту жительства заявителя, членов его семьи, указанных в заявлении о принятии на учет, а также граждан, указанных в абзаце 3 и 4 ч. 2 ст. 6 указанного Закона.
Форма заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, декларации о регистрации по месту жительства, а также иных документов, необходимых для ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также реализации возложенных на уполномоченные органы по учету полномочий, утверждены приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 18.11.2015 N 203 (в редакции приказа от 15.05.2023 N 224).
Из содержания формы декларации о регистрации по месту жительства следует, что сведения представляются также с учетом постановки на учет непосредственно заявителя или совместно с членами семьи, при этом обращение о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении только в отношении себя не освобождает гражданина от необходимости представления указанной декларации. В декларацию подлежат внесению сведения о гражданах, проживающих по месту жительства (имеющих в паспорте отметку о регистрации по месту жительства либо при отсутствии такой отметки факт проживания которых по соответствующему адресу установлен решением суда), в фактически занимаемом(ых) жилом помещении, принадлежащем(их) указываемому лицу (физическому или юридическому), и (или) в принадлежавшем(их) заявителю и (или) членам его семьи.
Частью 3 ст. 7 Закона N 1655-КЗ также предусмотрен перечень документов, которые могут быть получены уполномоченным органом по учету в порядке межведомственного взаимодействия, необходимые для принятия заявителя и членов его семьи, указанных в таком заявлении, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Так, в рамках межведомственного взаимодействия могут быть запрошены документы, содержащие сведения о регистрации по месту жительства в жилом помещении, в отношении заявителя, членов его семьи, указанных в заявлении о принятии на учет, а также граждан, указанных в абзацах 3 и 4 ч. 2 ст. 6 Закона N 1655-КЗ (п. 3 ч. 3 ст. 7 Закона N 1655-КЗ). Заявитель вправе представить документы, указанные ч. 3 ст. 7 Закона N 1655-КЗ, и по собственной инициативе.
Межведомственное информационное взаимодействие в целях учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с требованиями Закона N 210-ФЗ предусмотрено ч. 8 ст. 3 Закона N 1655-КЗ.
Полномочие органа, осуществляющего принятие на учет, на получение сведений и документов, необходимых для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся данные сведения (документы), закреплено и ч. 4 ст. 52 ЖК РФ.
Из Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, следует, что органами регистрационного учета являются территориальные органы МВД России.
Статьей 3 закона РФ от 25.06.1993 N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон N 5242-I) установлено, что адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по их запросам при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается. Собственник жилого помещения вправе получать адресно-справочную информацию в отношении лиц, зарегистрированных по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности, в объеме, предусмотренном абзацами 2, 3 и 5 (в части сведений о дате регистрации по месту жительства (месту пребывания) части 11 статьи, без их согласия.
Информация, содержащаяся в базе данных, также предоставляется органам государственной власти, органам местного самоуправления и Фонду пенсионного и социального страхования РФ в случаях, когда это необходимо для осуществления ими своих полномочий, в том числе для предоставления государственных и муниципальных услуг.
Аналогичная норма о праве получения органами местного самоуправления сведений в случаях, когда это необходимо для осуществления ими своих полномочий, нашла отражение и в п. 9 Правил формирования, ведения и использования базового государственного информационного ресурса регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.01.2015 N 4 (далее - Правила).
Из содержания п. 12 Правил следует, что запрос о предоставлении из базы данных информации, необходимой для предоставления государственных и муниципальных услуг, оформляется в соответствии со ст. 7.2 Закона N 210-ФЗ.
С учетом ч. 4 ст. 52 ЖК РФ, ст. 3 Закона N 5242-I, п. 9 Правил полагаем, что предоставление адресно-справочной информации по запросам уполномоченных на осуществление учета граждан органов местного самоуправления в целях осуществления возложенных на них полномочий не обусловлено тем, является ли соответствующий орган собственником жилых помещений или не является, и может предоставляться исходя из необходимости реализации возложенных полномочий.
Учитывая изложенные обстоятельства, оснований для отказа в предоставлении адресно-справочной информации по запросу уполномоченного органа по учету, необходимой для рассмотрения вопроса о постановке гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, при соблюдении требований к такому запросу, полагаем, не имелось. Отказ в предоставлении адресно-справочной информации может быть обжалован в установленном порядке.
При этом необходимо отметить, что из положений ч. 4 ст. 7 Закона N 1655-КЗ следует, что отсутствие какого-либо документа, необходимого для принятия решения по заявлению о принятии на учет, обязанность по представлению которого в соответствии с ч. 2 указанной статьи возложена на заявителя, является основанием для направления заказным письмом с уведомлением о вручении уполномоченным органом по учету не позднее 15 рабочих дней с даты поступления заявления о принятии на учет гражданину уведомления о необходимости в течение 30 рабочих дней со дня его получения представить указанные в нем недостающие документы. Уведомление может быть вручено гражданину также под подпись. Рассмотрение заявления приостанавливается со дня получения гражданином такого уведомления до получения указанных документов либо до представления гражданином письменного заявления об отказе от представления недостающих документов.
В случае непредставления заявителем недостающих документов, а также при поступлении заявления гражданина об отказе от представления документов, указанных в уведомлении, решение по заявлению гражданина принимается на основании имеющихся документов (их копий или содержащихся в них сведений), представленных гражданином и (или) полученных в порядке межведомственного взаимодействия, в сроки, установленные ч. 4 ст. 7 Закона N 1655-КЗ.
С учетом ч. 1 ст. 8 Закона N 1655-КЗ, ч. 1 ст. 54 ЖК РФ непредставление документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, является основанием для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (смотрите, например, решение Выселковского районного суда Краснодарского края от 05.04.2024 по делу N 2а-534/2024).
Учитывая изложенные обстоятельства, полагаем, что в адрес заявителя в связи с непредставлением в полном объеме необходимых документов (сведений), имеющих значение для рассмотрения вопроса о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в установленные Законом N 1655-КЗ сроки необходимо направить уведомление о представлении в течение 30 рабочих дней со дня получения недостающих документов. Полагаем целесообразным также рассмотреть вопрос об обжаловании отказа в предоставлении адресно-справочно информации по ранее направленному запросу, а также направить в установленном порядке новый запрос, указав на соответствующие полномочия органа местного самоуправления.
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Беликова Татьяна
Логин-пароль придут на вашу почту в течение 5 минут
Логин-пароль придут на Вашу почту в течение 5 минут
Мы направим Вам подробное персональное коммерческое предложение.
Сообщение успешно отправлено!
В форме содержатся ошибки!
Введите регистрационное имя. Пароль будет выслан на адрес электронной почты, указанный при регистрации
это займет не более 20 секунд