Сообщение успешно отправлено!
Вопрос состоит из двух частей, каждая из которых требует отдельного рассмотрения, а ответ на вопрос о НОК невозможен без изучения последних изменений в сфере законодательства о ПБ. Поэтому мы ответ разбили на 2 части.
1. Изменения в законодательстве о ПБ в части требований к ответственному за ПБ и обучение работников.
С 1 марта 2025 г. вступила в силу новая редакция ст. 24 и новая редакция ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) (изменения внесены Федеральным законом от 24.09.2022 N 370-ФЗ).
Так, статья 24 дополнена частью седьмой следующего содержания: "Работники и лица, привлекаемые к осуществлению видов деятельности в области пожарной безопасности, должны соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и (или) профессиональным стандартам (при наличии)". С учетом того, что в указанной ст. 24 к видам деятельности в области ПБ относится профилактика пожаров в организациях и населенных пунктах на договорной основе, а иные виды деятельности в рассматриваемой практической ситуации к организации вряд ли применимы, данные изменения мы не рассматриваем.
Наиболее интересна новая редакция ст. 37 Закона N 69-ФЗ. Согласно изменениям она дополнена новой частью третьей следующего содержания: "Лицо, ответственное за эксплуатацию здания или сооружения, обязано назначить ответственное за обеспечение пожарной безопасности таких здания или сооружения лицо, соответствующее квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и (или) профессиональным стандартам (при наличии)".
Следовательно, с 1 марта 2025 года ответственным за обеспечение пожарной безопасности здания или сооружения может быть только лицо, соответствующее квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, и (или) профессиональным стандартам (при наличии). Рассмотрим эти положения подробнее.
Обратите внимание, никаких норм об обязательной процедуре НОК ст. 37 не содержит. Рассмотрим данные требования подробнее.
В настоящее время квалификационных справочников несколько (смотрите Справку о Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС) и изменениях к нему (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ), а также Справку о Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ).
При этом в первом из них (ЕТКС) не упоминаются какие-либо квалификационные требования к ответственному за обеспечение ПБ. В свою очередь, в ЕКС имеется раздел квалификационные характеристики должностей работников, осуществляющих деятельность в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения ПБ, безопасности людей на водных объектах и объектах ведения горных работ в подземных условиях (ЕКС, утвержденный приказом Минтруда России от 03.12.2013 N 707н). Однако данный раздел содержит квалификационные характеристики должностей работников аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, гражданской обороны, подразделений Государственной инспекции по маломерным судам, Государственной противопожарной службы, военизированных горноспасательных частей (работники МЧС России) (смотрите раздел V).
То есть данный справочник не может быть применен к рассматриваемой нами ситуации - к работникам организаций, не входящих в структуру МЧС России, назначенным ответственными за обеспечение ПБ здания или сооружения.
Отдельные положения, связанные с должностными обязанностями и знаниями в сфере ПБ (например, для начальника хозяйственного отдела, начальника отдела капитального строительства, заведующего складом, начальника отдела надзора за зданиями, сооружениями и пожарной безопасности и др.) содержатся и в иных ЕКС - например, в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержден постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37), в Квалификационных характеристиках должностей работников организаций атомной энергетики (приказ Минздравсоцразвития от 10.12.2009 N 977) и ряде других, однако квалификационных требований непосредственно к ответственному за ПБ в нем не содержится.
Иных квалификационных требований в этой части В ЕКС и ЕТКС на сегодняшний день в действующем законодательстве не обнаружено. Очевидно, такие требования могут быть установлены в ближайшее время, однако проект пока не опубликован.
Что касается соответствия ответственного за ПБ профессиональным стандартам.
В настоящее время из действующих профстандартов в этой сфере можно отметить лишь профессиональный стандарт "Специалист по пожарной профилактике" (утвержден приказом Минтруда России от 11.10.2021 N 696н), согласно которому одним из возможных наименований должностей, профессий является "Ответственный за пожарную безопасность" (п. 3.1). При этом в профстандарте речь идет именно о наименовании должности/профессии, а не о назначении ответственным за ПБ как выполнении работником отдельных трудовых функций в этой области (наряду с иными трудовыми обязанностями).
Напомним, что в силу п. 4 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479) руководитель организации вправе назначать лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ являются ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты. То есть назначать ответственными за ПБ можно как работника, занимающего соответствующую штатную единицу (инженер по ПБ, специалист по ПБ), так и лиц, занимающих иные штатные должности (юрист, кадровый работник, руководитель структурного подразделения), для которого данная обязанность будет дополнительной трудовой функцией.
Поэтому возможность применения требований данного профстандарта к лицу, назначенному ответственным за ПБ именно по характеру выполняемых работ, для нас сомнительно. Кроме того, отметим, что и п. 4 Правил N 1479 после 1 марта 2025 г. будет противоречить положениям новой редакции ст. 37 Закона N 69-ФЗ, поэтому, очевидно, также потребует изменений.
Тем не менее, даже если предположить, что данный профстандарт применим в рассматриваемой ситуации, требования к образованию и обучению для ответственного за пожарную безопасность указаны следующие (п. 3.1):
- среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена;
- или высшее образование - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки в области, соответствующей виду профессиональной деятельности;
- или среднее профессиональное образование (непрофильное) - программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки в области, соответствующей виду профессиональной деятельности.
Особыми условиями допуска к работе являются прохождение обучения мерам пожарной безопасности и прохождение инструктажа по охране труда.
Следовательно, данные требования соответствуют действующим требованиям к обучению работников мерам пожарной безопасности, регламентированным приказом МЧС России от 18.11.2021 N 806 "Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности" (далее - Порядок N 806), в том числе обучению работников организаций по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности (подробнее смотрите материалы: Энциклопедия решений. Обучение работников мерам пожарной безопасности; Энциклопедия решений. Обучение работников организаций по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности).
Отметим также, что с 1 сентября 2025 г. будет действовать новый приказ МЧС России от 16.12.2024 N 1120, регулирующий вопросы обучения мерам ПБ, планировалось также внести изменения в приказ МЧС России от 5.09.2021 N 596 "Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности" (пока не изменен). При этом требования к обучению по программам ДПО практически не изменяются. А вот упоминания о прохождении НОК для инструктора в новом приказе уже не содержится (смотрите п. 7 действующего и п. 6 нового приказа МЧС).
Таким образом, из вопроса и анализа указанных положений можно сделать вывод, что на сегодняшний день ваш работник, ответственный за обеспечение ПБ в зданиях и сооружениях имеет пожарно-техническое образование и обучен по программе ДПО - программе повышения квалификации в области пожарной безопасности, что, на наш взгляд, соответствует требованиям к подготовке таких работников (в т.ч. требованиям профстандарта) как в настоящее время, так и после вступления в силу 1 марта 2025 года изменений в ст. 37 Федерального закона "О пожарной безопасности". Срок действия удостоверения законодательством не установлен, периодичность обучения устанавливает работодатель (ст. 196 ТК РФ).
Для нас сомнительно обучение по программам ПК иных ответственных лиц в обособленных подразделениях - если они ранее не обучались мерам пожарной безопасности, не имеют пожарно-технического образования, то, на наш взгляд, они должны пройти обучение по программам профессиональной переподготовки, а не повышения квалификации (не менее 250 часов), но, опять же, при соблюдении определённых условий (не все ответственные должны обучаться, это зависит от характеристик объекта и трудовой функции ответственного - например, возложена ли на него обязанность проведения противопожарного инструктажа) - смотрите приложение N 3 к приказу МЧС России N 806.
2. Процедура независимой оценки квалификации (НОК).
В связи с предстоящими нормативными изменениями в законодательстве о ПБ в учреждения некоторых субъектов РФ начали поступать письма с требованием пройти процедуру независимой оценки квалификации (НОК) ответственным за ПБ в соответствии со ст. 4 Федерального Закона N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации". За разъяснениями мы обратились в МЧС России, поскольку исходя из норм трудового права данная процедура является добровольной и проводится на усмотрение работодателя, также в Законе N 69-ФЗ никаких требований, устанавливающих ее обязательность, нет. Однако в направляемых в организации письмах содержится информация о том, что непрохождение процедуры НОК является нарушением требований ПБ и на организации будет наложен большой штраф.
МЧС России в ответном письме от 09.08.2024 NИГ-19-16-998 сообщило, что в соответствии со ст. 196 ТК РФ работодатель сам определяет необходимость подготовки работников и их направления на прохождение независимой оценки квалификации на условиях и в порядке, определенных коллективным договором (соглашением, трудовым договором). Кроме того, Федеральным законом N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в ред. Федерального закона N 370-ФЗ) не установлена обязательность проведения независимой оценки квалификации квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (при наличии), а также не предусмотрен порядок выявления и пресечения нарушений таких требований и не определен орган власти, уполномоченный на издание нормативных правовых актов в развитие норм, установленных Федеральным законом N 370-ФЗ (конец цитаты).
То есть НОК не является обязательной процедурой для работников, ответственных за обеспечение ПБ в зданиях и сооружениях, и за ее отсутствие не предусмотрено никаких штрафных санкций.
Единственная привилегия, которую получает ответственный за ПБ работник в случае прохождения НОК (на сегодняшний день и только для 5 уровня квалификации) - это возможность при поступлении на работу заключение трудового договора без предъявления документов об образовании и (или) о квалификации на основе свидетельства о квалификации, выданного в соответствии с Федеральным законом N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации", но только при условии прохождения обучения на территории РФ по программам ДПО согласно приказу МЧС России от 18.11.2021 N 806 (п. 137 Перечня профессий, должностей, специальностей и наименований квалификаций, по которым при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки, возможно заключение трудового договора без предъявления документов об образовании и (или) о квалификации на основе свидетельства о квалификации, выданного в соответствии с Федеральным законом от 3.07.2016 N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" (Приложение N 1 к приказу Минтруда России от 21.12.2022 N 804н)).
Также такие работники в настоящее время могут проводить инструктажи по ПБ без дополнительного обучения (смотрите п. 7 Порядка N 806).
Однако с 1 сентября 2025 г. будет действовать новый приказ МЧС России от 16.12.2024 N 1120, регулирующий вопросы обучения мерам ПБ, планировалось также внести изменения в приказ МЧС России от 5.09.2021 N 596 "Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности" (пока не изменен).
Отметим, что требования к обучению по программам ДПО практически не изменяются. А вот упоминания о прохождении НОК для инструктора в новом приказе уже не содержится (смотрите п. 7 действующего и п. 6 нового приказа МЧС).
Таким образом, из анализа указанных положений можно сделать вывод, что обязательная процедура НОК для ответственного за обеспечение ПБ не предусмотрена, как и каких-либо штрафных санкций за ее отсутствие со стороны органов ФГПН.
Однако следует учесть, что представители территориальных надзорных органов зачастую имеют свой подход к таким ситуациям и по-разному трактуют требования, особенно если вопрос не урегулирован однозначно. Поэтому мы настоятельно рекомендуем обратиться в территориальный орган ФГПН МЧС России за получением официальных разъяснений.
Не исключаем, что дополнительные изменения в законодательстве могут появиться в ближайшее время.
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Обухова Наталья
Логин-пароль придут на вашу почту в течение 5 минут
Логин-пароль придут на Вашу почту в течение 5 минут
Мы направим Вам подробное персональное коммерческое предложение.
Сообщение успешно отправлено!
В форме содержатся ошибки!
Введите регистрационное имя. Пароль будет выслан на адрес электронной почты, указанный при регистрации
Ссылка для бесплатного просмотра Семинара придет
на указанную электронную почту
В Системе ГАРАНТ более 70 актуальных Семинаров,
которые можно смотреть прямо в Системе
Это и бесплатно для Вас, и гораздо удобнее
Заходите в Систему ГАРАНТ и смотрите
интересные Вам Семинары
Ссылку для бесплатного просмотра выбранного
семинара мы Вам обязательно отправим
на указанную электронную почту
Мы направим Вам пробный доступ к системе.
Благодарим Вас за обращение!
Будем рады нашему сотрудничеству
ПРАВОВЕСТ
Система ГАРАНТ
это займет не более 20 секунд
Свидетельство будет выписано на указанные ФИО и придет на указанную электронную почту.
По Вашему желанию, наш менеджер проведёт презентацию
Системы ГАРАНТ, расскажет о ценах, рассчитает стоимость,
сделает выгодное предложение.
Оставьте Ваши контактные данные и Менеджер свяжется
с Вами в ближайшее время.