Вход в систему ГАРАНТ ПРОБНЫЙ ДОСТУП КУПИТЬ систему ГАРАНТ

Вправе ли гостиница удерживать предоплату (бронь) в случае отказа потребителя от получения услуги?

Отношения в сфере оказания гостиничных услуг регулируются законодательством в области защиты прав потребителей, законодательством в области туристской деятельности и принятыми в соответствии с ними Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2020 г. N 1853 (далее - Правила).

Гостиничные услуги предоставляются исполнителем на основании договора, заключаемого в письменной форме (п. 12 Правил).

В соответствии со ст. 32 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Аналогичная норма закреплена и в п. 30 Правил.

Таким образом, в случае отказа потребителя от получения гостиничных услуг исполнитель обязан вернуть потребителю уплаченные денежные средства за вычетом фактически понесенных им расходов. Обращаем внимание на то, что факт несения гостиницей расходов должен быть подтвержден документально.

В отношении возврата денежных средств за бронирование отметим следующее. "Бронирование" - это закрепление за потребителем номера (места в номере) в гостинице на условиях, определенных заявкой заказчика или потребителя и подтверждением этой заявки со стороны исполнителя (лица, предоставляющего потребителю гостиничные услуги). Из положений п. 16 Правил следует, что бронирование бывает как негарантированное, так и гарантированное. Негарантированное бронирование - вид бронирования, при котором гостиница ожидает потребителя до определенного часа, установленного исполнителем, в день заезда, после чего договор прекращается. Гарантированное бронирование - вид бронирования, при котором гостиница ожидает потребителя до расчетного часа дня, следующего за днем запланированного заезда. В случае несвоевременного отказа от бронирования, опоздания или незаезда потребителя с него или с заказчика взимается плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за сутки. При опоздании более чем на сутки договор прекращается. Таким образом, в случае несвоевременного отказа от гарантированного бронирования гостиница вправе удержать с потребителя стоимость номера, но не более чем за сутки. При этом действующее законодательство не устанавливает специального срока, по истечении которого отказ от гарантированного бронирования будет считаться несвоевременным. Полагаем, исполнитель вправе определить этот срок самостоятельно и включить условие о необходимости его соблюдения в целях возможности возврата денежных средств в заключаемый договор.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Рижская Мария

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Получите доступ к полной
интернет-версии системы
ГАРАНТ

Логин-пароль придут на вашу почту в течение 5 минут