Вход в систему ГАРАНТ Бесплатный ПРОБНЫЙ ДОСТУП Клуб Мой ГАРАНТ Рассчитать стоимость
Системы ГАРАНТ
Вход в систему ГАРАНТ ПРОБНЫЙ ДОСТУП КУПИТЬ систему ГАРАНТ

Предусмотрено ли полномочиями органов местного самоуправления (Челябинская область) проведение корректировки территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления?

Согласно ст. 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Территориальная схема в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Челябинской области утверждена приказом Министерства экологии Челябинской области от 24.12.2018 N 1562.

Порядок разработки, рассмотрения и общественного обсуждения проекта территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, утверждения и корректировки территориальной схемы определены Правилами разработки, рассмотрения, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами производства и потребления (утв. постановлением Правительства РФ от 06.06.2024 N 775, далее Правила N 775).

В соответствии с п. 2 ст. 13.3 Закона N 89-ФЗ территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным исполнительным органом субъекта РФ в соответствии с документами территориального планирования.

Пункт 35 Правил N 775 устанавливает сроки и условия корректировки территориальной схемы, в т.ч. по необходимости.

Нормы законодательства РФ и Челябинской области не относят к полномочиям органов местного самоуправления вопросы осуществления корректировки территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления.

Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается в соответствии с документами территориального планирования (пункты 1 и 2 ст. 13 3 Закона N 89-ФЗ).

Размещение объектов накопления ТКО возможно в соответствии с утвержденной территориальной схемой в области обращения с такими отходами, которая разрабатывается на основании документов территориального планирования (п. 39 Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023).

В соответствии с пп. 4, 5 ст. 13.4 Закона N 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ.

Правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждены постановлением Правительства РФ от 07.03.2025 N 293.

Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (п. 5 ст. 13.4 Закона N 89-ФЗ).

Так, согласно п. 16 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (утв. постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039), раздел "Данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов" содержит сведения об адресе и (или) географических координатах мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Таким образом, территориальная схема обращения с отходами разрабатывается в соответствии с документами территориального планирования. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается, корректируется уполномоченным органом субъекта РФ.

Также Вам могут быть полезны следующие документы:

- Апелляционное определение СК по административным делам Владимирского областного суда от 14.08.2025 по делу N 33а-2578/2025. Органы местного самоуправления также обязаны определять схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и вести их реестр, включающий в себя данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, об их технических характеристиках, сведения о собственниках мест (площадок) накопления ТКО и данные об источниках образования ТКО;

- Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 01.12.2023 N 304-ЭС23-15350. Судам необходимо исследовать такие обстоятельства, как соответствие определенной изначально органом местного самоуправления точки накопления ТКО для спорных домов нормативным требованиям, возможность/невозможность ее размещения на придомовых территориях, факт вывоза отходов региональным оператором в спорный период и предъявление платы за эту услугу, поскольку в силу пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, а также Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, собственники ТКО (управляющие компании) обязаны заключать договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.

Ответ подготовил: Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ Ерин Павел

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Получите доступ к полной
интернет-версии системы
ГАРАНТ

Логин-пароль придут на вашу почту в течение 5 минут