Вход в систему ГАРАНТ Бесплатный ПРОБНЫЙ ДОСТУП Клуб Мой ГАРАНТ Рассчитать стоимость
Системы ГАРАНТ
Вход в систему ГАРАНТ ПРОБНЫЙ ДОСТУП КУПИТЬ систему ГАРАНТ

Можно ли при осуществлении закупки по Закону N 44-ФЗ работ по благоустройству территории предусматривать в контракте непредвиденные затраты подрядчика?

По смыслу положений ч. 1 ст. 1, п. 8, п. 8.1 ч. 1 ст. 3, ст. 12, ст. 22, ч. 1, ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) предметом контракта выступают поставка, выполнение, оказание конкретных товаров, работ, услуг с указанием их цен. Непосредственно положения указанного закона не предусматривают включение в контракт "неопределенных" позиций товаров, работ, услуг, не имеющих конкретного содержания. Резерв средств на непредвиденные работы и затраты предусмотрен п. 179 Методики определения сметной стоимости (утверждена приказом Минстроя России от 4 августа 2020 г. N 421/пр) и предназначен для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации и (или) в ходе строительства в результате уточнения проектных решений и (или) условий строительства, предусмотренных проектной документацией. То есть указанный резерв включается в договоры строительного подряда. С нашей точки зрения, включение в цену указанного в вопросе контракта расходов на непредвиденные затраты может послужить причиной предъявления к заказчику претензий со стороны контролирующих органов, в частности, в связи с вероятностью квалификации указанных действий заказчика в качестве нецелевого расходования средств бюджетов (постановление Восемнадцатого ААС от 20 марта 2023 г. N 18АП-2101/23 по делу N А07-28132/2021). Однако если в состав работ по благоустройству территории, предусмотренных контрактом, включены работы, относимые в соответствии с ГрК РФ к работам по строительству, включение в смету резерва средств на непредвиденные работы и затраты в размере 2% может быть признано правомерным (постановление Тринадцатого ААС от 3 октября 2025 г. N 13АП-18041/25 по делу N А26-2610/2025).

Добавим, что Закон N 44-ФЗ не предусматривает возможности включения в контракт, не являющийся договором строительного подряда, дополнительных видов работ, не предусмотренных контрактом. В случае возникновения необходимости в видах работ, не предусмотренных контрактом, заказчику необходимо осуществить новую закупку (смотрите, например, письма Минфина России от 28.08.2020 N 24-03-08/75586, от 30.06.2020 N 24-03-08/56248, от 16.07.2020 N 24-03-08/62023, от 18.06.2020 N 24-03-06/52697, от 07.05.2020 N 24-03-08/36964).

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Тимошенко Валерий

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Получите доступ к полной
интернет-версии системы
ГАРАНТ

Логин-пароль придут на вашу почту в течение 5 минут