Вход в систему ГАРАНТ Бесплатный ПРОБНЫЙ ДОСТУП Клуб Мой ГАРАНТ Рассчитать стоимость
Системы ГАРАНТ
Вход в систему ГАРАНТ ПРОБНЫЙ ДОСТУП КУПИТЬ систему ГАРАНТ

1. В каком формате должны направляться договоры после 01.01.2026?

2. В связи с вступлением в силу с 01.01.2026 приказа ФНС России от 20.01.2025 N ЕД-7-26/28 через ЭДО нужно направлять только УПД? Акт оказанных услуг или товарная накладная не будут оформляться?

1. Если ориентироваться на утвержденные налоговым органом форматы, то для сделки, предметом которой являются любые объекты гражданских прав, в электронной форме с 27.05.2022 могут использоваться файлы формата PDF/A-3 (утвержден приказом от 24.03.2022 N ЕД-7-26/236@), а с 14.07.2023 для договорных документов также может применяться XML формат представления договорного документа в электронной форме, утвержденный приказом ФНС России от 16.02.2023 N ЕД-7-26/115@. Этот формат является альтернативным к ранее утвержденному формату PDF-А/3.

2. С 01.01.2026 утратят силу утвержденные ФНС форматы представления документов о передаче товаров при торговых операциях и результатов работ (документа об оказании услуг) в электронной форме.

Как разъясняют налоговые органы, единственным электронным документом утвержденного формата, подтверждающим отгрузку товаров, выполнение работ или оказание услуг, станет универсальный передаточный документ (УПД) (формата 5.03, утв. приказом ФНС от 19.12.2023 N ЕД-7-26/970@).

Напомним в связи с этим: в общем случае пока применение УПД является рекомендательным; неприменение данной формы для оформления фактов хозяйственной жизни не может быть основанием для отказа в учете этих фактов хозяйственной жизни в целях налогообложения (письмо ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@). В настоящее время законодательство не устанавливает требований о тотальном составлении электронных УПД (счетов-фактур) (исключение операции, связанные с прослеживаемостью и оборотом маркированных товаров) (пп. 1.1, 1.2 ст. 169 НК РФ, п. 4 Перечня из постановления Правительства РФ от 31.12.2019 N 1955).

Налоговая служба в связи с этим информирует, что с 01.01.2026 сохраняется возможность создавать первичные учетные документы в виде неформализованных электронных документов, а также на бумаге так как бумажных форм товарной накладной и акта оказанных услуг отмена приказов не касается. Например, если организация сейчас обменивается с поставщиками бумажными актами и электронными счетами-фактурами, то можно работать так же и в 2026 году (смотрите также информацию ФНС России от 10.09.2025).

Следовательно, озвученная налоговиками обязанность по переходу на применение с 2026 года электронных УПД распространяется не на всех. При этом и после этой даты (при сохранений существующих норм) сохраняется возможность создавать первичные учетные документы в виде неформализованных электронных документов, а также на бумаге. Возможность продолжить обмен посредством ЭДО составляемыми неформализованными документами следует уточнять у своего оператора ЭДО.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Волкова Ольга

Документ представлен в Системе ГАРАНТ.

Получите доступ к полной
интернет-версии системы
ГАРАНТ

Логин-пароль придут на вашу почту в течение 5 минут